Версия для слабовидящих
Дневник фестиваля. День четвёртый | Новости

75-73-94

г. Тамбов,

ул. Астраханская, 2а

tmt@tmt-tambov.ru



Дневник фестиваля. День четвёртый

27.10.2015

На четвёртый день фестиваль «Виват, театр!» снова разбежался по городу. На сцене школы № 30 актёры Театральной студии «Подмостки» сыграли в рамках фестиваля музыкальный спектакль «Viva, Mozart!» по мотивам рок-оперы «Моцарт и опера» (режиссёр-постановщик Анна Скопинцева, второй режиссёр Артём Прощин). Для коллектива это совсем новый спектакль – премьера состоялась в марте нынешнего года. Спектакль, посвящён истории жизни Вольфганга Амадея Моцарта. Судьба преподносит ему испытание: бывшего покровителя композитора сменяет новый правитель Зальцбурга – строгий и авторитарный человек, не воспринимающий музыку молодого композитора и не терпящий его пыл и дерзость. Жизнь в Зальцбурге становится для двадцатилетнего юноши невыносимой. Он решает оставить свой родной город и уехать с матерью на поиски лучшего будущего в европейских столицах.

Спектакль произвёл большое впечатление на профессиональное жюри фестиваля, а зрителями был встречен бурными аплодисментами.

 

В 15.00 и 19.00 зал Тамбовского молодёжного театра заполнили те, кому посчастливилось достать билеты на спектакль «Женитьба» по пьесе Гоголя. Любители театра получили истинное наслаждение от игры гостей. Один из выдающихся в Москве – Театр им. Вахтангова – носит имя знаменитого актёра и режиссёра Евгения Багратионовича Вахтангова, решившего основать в далеком 1913 году Студенческую драматическую студию. В 1920 году студия Вахтангова стала частью Художественного театра. С тех пор много худруков театра поменялось. С 2007 года знаменитой московской сценой руководит режиссёр Римас Туминас, и именно на него зрители возлагают большие надежды и верят в возрождение театра во всём былом блеске, каким он был при своём знаменитом основателе.

Сейчас на сцене Театра имени Евгения Вахтангова играют такие знаменитые актёры, как Владимир Этуш, Людмила Максакова, Юлия Рутберг, Мария Аронова, Сергей Маковецкий, Максим Суханов, Евгений Князев, Юрий Яковлев, Виктор Добронравов, Александр Любимов, Леонид Бичевин и многие другие.

В этот один из известнейших и любимейших не только жителями, но и гостями столицы театр стараются попасть многие ценители сценического искусства.

А вот тамбовским зрителям несказанно повезло. В рамках восьмого фестиваля «Виват, театр!» на сцене Тамбовского молодёжного театра во внеконкурсной программе был показан спектакль театра имени Вахтангова по известной пьесе Николая Гоголя «Женитьба». Когда ещё тамбовчане могли получить такой подарок? Спасибо дирекции Вахтанговского театра, спасибо артистам-вахтанговцам. Два спектакля, которые сыграли мастера московской сцены, стали истинным открытием для тамбовских театралов, которые увидели прекрасную работу режиссёра-постановщика Сергея Кутасова, оценили лаконичность и оригинальность художника Акинфа Белова, насладились прекрасной музыкой композитора Дмитрия Чуйкова. А состав исполнителей поразил точностью выбора режиссёра. Например, Агафью Тихоновну играла актриса Александра Бледная, сваху Феклу Ивановну – актриса Елена Ивочкина. Поразил точностью исполнения своей роли Подколесина, известный актёр Михаил Васьков. По ходу спектакля сложился поразительный по своей контрастности, но слаженный по духу дуэт Подколёсина и его друга Кочкарёва – артист Евгений Карельских.

В остальных ролях выступили артисты-вахтанговцы Олег Форостенко, Вадим Александров, Владимир Бельдиян, Татьяна Казючиц, Андрей Злобин.

Несмотря на большое количество театральных и телевизионных постановок, режиссёры снова и снова обращаются к данному сюжету. Одна из причин его популярности в том, что сегодня Гоголь для многих – автор метафизический, у него любимой темой является присутствие Бога в человеке. Учитывая тот факт, что действие «Женитьбы» происходит во время Великого Поста, сам Гоголь называл свою пьесу «совершенно невероятным происшествием».

Известный сюжет повествует о том, как главного героя, служащего надворного советника Подколёсина, его «товарищ-искуситель» Кочкарёв знакомит с потенциальной невестой и сразу же предлагает венчаться с ней в церкви, буквально в этот же вечер. В голове у Подколёсина закрадываются вполне справедливые сомнения: куда он приехал и что за невесту ему предлагают? Они занимают главного героя в течение всей пьесы, выражаясь в его словах «Всё как-то не того!» Одним словом, Подколёсину предстоит помучиться. Именно этим его переживаниям режиссёр постановки и уделяет максимум внимания, пытаясь обыграть их внятно и интересно.

Ставить на сцене Гоголя – задача не из простых. Несмотря на внешнюю динамику с переездами и визитами, что можно найти в любом произведении великого русского писателя, главное действие разворачивается в невидимой плоскости – мыслей, ощущений, предчувствий персонажей. Новая постановка Сергея Кутасова «Женитьба» по Гоголю – спектакль одновременно абсолютно гоголевский и вахтанговский.

Вахтанговского лоска и пробы ему придает великолепная, естественная, ироничная игра щукинца Михаила Васькова в роли Подколёсина. Если можно было бы говорить об его игре, как о предмете в движении, то это – перышко, безобидно и завораживающе летящее по дуновению ветра. Насколько легким кажется его перевоплощение, настолько же оно требует мастерства и опыта от артиста. Не каждый способен, скажем, краснеть потому, что его застенчивый герой заговорил о дамских ручках, а у Васькова это получается не как трюк, а как доказательство высшего профессионализма – когда артист вживается в роль до мозга костей. С первой и до последней минуты не покидает ощущение, что его Подколёсин вышел на сцену прямо со страниц гоголевской рукописи! Пластика, мимика, смех, походка – всё сливается в одно огромное утверждение дара артиста. Вторую главную роль, Агафью Тихоновну (невесту), играет Александра Бледная. Сразу, как она появляется перед зрителями, в стенах театра словно просыпаются невидимые его хранители, творящие здесь характерную, домашнюю и остроумную атмосферу. Они бодрствуют тогда, когда блистает неотразимая Мария Аронова на сцене – они же, продолжая аналогию, пробуждаются, когда выходит Александра Бледная. Эти две артистки похожего темперамента, с той лишь разницей, что в Александре Бледной с истинно русским женским духом соседствует непосредственный романтизм, который позволяет создать смешному проявлению на сцене беззащитную огранку. Именно это свойство – делать абсурдность беззащитной – является главной чертой её игры в спектакле. Это покоряет.

А женихи – все как на подбор! За душу берёт рассказ бравого моряка Жевакина (Владимир Бельдиян) о том, что, возможно, причина провалов на любовном фронте в нём самом... В этом артисте, одарённом, конечно, большим чувством юмора, таится не меньший дар лирического артиста, который хотелось бы увидеть однажды во всей полноте... Вообще, актёрский состав спектакля на редкость силён и слажен. Ольга Гаврилюк в роли тётки, Елена Ивочкина – свахи, Евгений Карельских – друга Подколёсина, Олег Форостенко – Яичницы, Вадим Александров – отставного пехотного офицера, Татьяна Казючиц – девочки-гитаристки, Андрей Злобин в роли слуги Подколёсина, – все артисты воссоздают мир гоголевской реальности, в которой детали, интонации, жесты красноречивее слов.

Отлично подобрана и музыка. Композитор Дмитрий Чуйков нашел ненавязчивый, но завораживающий слух фортепианный и скрипичный с элементами чуть заметной электроники фон, который вносит вторую по значимости лепту в гоголевский реализм на сцене (первая, конечно, игра артистов).

Есть некоторые замечания к художнику Акинфу Белову: недостаточно света в спектакле, особенно в первой картине с разговором Подколёсина и Степана. Заметна и серость сценографии, отсылающей к Петербургу тех гоголевских времён. Возможно, это объясняется Великим постом, в который происходит действие спектакля, но ведь пост можно держать и в светлом, более «тёплом» помещении. Тем более, что Гоголь – домашний, бытописующий повествователь…

Как бы то ни было, единственное, что в силах составить истинный успех спектакля, – это актёрская игра. Здесь она на очень высоком уровне. Это, бесспорно, одна из лучших российских премьер по Гоголю с 2013 года. И вот её наконец-то увидели тамбовчане.
Для работников ТМТ знакомство с артистами-вахтанговцами не ограничилось дежурными диалогами. Оказалось, тамбовчане дружат со многими вахтанговцами, кто лично, кто по спектаклям и переписке. А нашим московским гостям очень понравился ТМТ, его здание, его уютный гостеприимный зал. И как всегда в таких случаях бывает, решили дружить «домами», то бишь, театрами.

Фестиваль продолжается!

И в очередной раз мы говорим спасибо:

• Рекламному агентству Компания «АртТрек»;
Благотворительному фонду «Преодоление»;
Информационному агентству «ОнлайнТамбов.ru»;
• Открытому акционерному общество Кондитерская фирма «ТАКФ»;
Инвестиционной строительной компании «Сигма-С»;
Рекламно-производственному предприятию «Бликфанг»;
• Обществу с ограниченной ответственностью «Тамбовский полиграфический союз»;
• Обществу с ограниченной ответственностью Рекламное агентство «Медиасоюз» и Рекламная группа «Инфо-Ю»;
Обществу с ограниченной ответственностью «Юнион»;
Компании «ТЭКО-Сервис»;
• Обществу с ограниченной ответственностью «Агросоюз», «Семечки Станичные».