Версия для слабовидящих
Дневник фестиваля. День седьмой | Новости

75-73-94

г. Тамбов,

ул. Астраханская, 2а

tmt@tmt-tambov.ru



Дневник фестиваля. День седьмой

30.10.2015

Фестиваль фестивалем, но выполнение репертуарного плана театра – дело святое и нерушимое. 29 октября актёры ТМТ сыграли два спектакля: один утренний – «Клочки по закоулочкам», другой – музыкально-литературная композиция «Мы помним» для учеников школы № 30 Тамбова. Все дело в том, что именно это учебное заведение каждый год объявляет у себя День театра. Ученики либо участвуют в спектаклях в своих классах, на школьной сцене, либо приходят на спектакли в театры города. Кстати, именно 26 октября на сцене тридцатой школы в рамках нашего фестиваля «Виват, театр!» школьная театральная студия «Подмостки» показала для зрителей и московского жюри фестиваля спектакль «Viva, Моцарт!». Творчество школьных артистов профессионалам из столицы очень даже понравилось. А для всей школы театральный день был продолжен походом в Тамбовский молодёжный театр.

На вечер был объявлен долгожданный показ спектакля наших дорогих гостей из самарского театра драмы «Камерная сцена». В прошлом году коллектив привёз на фестиваль очень полюбившуюся нашим зрителям «Капитанскую дочку» по одноименному произведению Александра Пушкина, в этом же году режиссёр театра Софья Рубина поставила «Поединок» по одноимённому рассказу Александра Куприна. Но как поставленному… В Тамбове такой экспериментальной постановки ещё не видели, хотя в родной Самаре такие постановки в театре – не новость. Все кресла в зале были зачехлены, свет – потушен. Зрители располагались на одной сцене с актёрами у задней кулисы, авансцена послужила декоративным фоном в вилле речных лодок, время от времени превращающихся то в интерьер бедной квартиры офицера захолустного гарнизона, то в вокзал, куда приходят поезда из столичных городов. А вот оставшееся место и было предложено для игры актёров. Конечно – ново. Конечно – неожиданно. Во-первых, в этом совершенно миниатюрном пространстве зрители вместе с актёрами вдруг попадали в центр событий, сопереживали в общем пространстве, дышали одним воздухом. Каждую звёздочку на погонах было видно, можно было даже уловить специфический запас кожаных офицерских ремней. И это привлекло наших тамбовских зрителей.

Сразу оговорюсь, привлекло, но очень ограниченное количество. Памятуя прошлый год, узнав, что выступают очень любимые в Тамбове артисты с берегов Волги, зрителей собралось в три-четыре раза больше, чем смогла вместить предложенная режиссёром четвертушка сцены ТМТ, то есть, чуть более семидесяти человек, когда в фойе собралось более трёх сотен зрителей. Впервые в истории нашего театра мы должны были отказать зрителям, пригласив их на следующий день на спектакль «Возвращение» по рассказу А. Платонова того же театра «Камерная сцена» из Самары.

А те немногочисленные зрители, которым повезло попасть на «Поединок», ещё и поучаствовали в традиционной конференции, где собрались и актёры, и режиссёры, и любители театра. Вопросов к режиссёру спектакля Софье Рубиной и артистам из Самары было много. Спрашивали, а чем был обусловлен выбор пьесы, почему избран камерный вариант показа, современен ли драматический материал. Как оказалось, материал архисовременен, человеческие отношения и нравы нисколько не изменились, если не считать некоторых признаков нынешнего века.

Офицеры полка, которыми командует подполковник Шульгович (артист Владислав Метелица), люди, погрязшие в быте, в пьянстве, ещё сохранили офицерскую, дворянскую и государственную честь. Каждый по-своему: поэтому подпоручик Ромашов (артист Евгений Клюев), едва начавший военную службу, ещё не растерявший задатки человечности и гуманизма, был смят государственной машиной армии, солдаты вообще – забитые службой автоматы. Но о разложении бытовом, как понял материал и режиссёр, как показал в своей повести Александр Куприн. А вот армейский, русский характер защитников Веры, царя и Отечества, далее Советской России и Советского Союза, далее – Российской Федерации – остался, несмотря на все вопли либералов, как времен 1905 года, так и 2015 года. Офицеры, описанные Куприным, вели в бой солдат на сопках Маньчжурии, почти весь офицерский корпус русской императорской армии погиб под снарядами немцев в 1914–15 годах. Офицеры-мальчишки вели в бой за русскую землю русских солдат. И почти все отдали свои жизни за Россию.

Именно поэтому, во время обсуждения спектакля, речь время от времени переводилась на наши дни, на нашу армию. И стало ясно, режиссёр Софья Рубина выбрала очень спорный, но верный драматургический материал.

Хочется отметить игру главного героя подпоручика Ромашова (артист Евгений Клюев), артистов Руслана Бузина, Вадима Вишневского, Андрея Бирюкова, Виталия Тимошкина, Артура Быкова, Егора Злыгостьева, Татьяны Артемьевой, Татьяны Каррамовой, Ксении Соловьёвой, Ларисы Ляпуновой, Алисы Зеленовской, Аллы Кривовой, Юлии Измайловой.

А чтобы быть более объективными, мы предлагаем нашим зрителям и читателям сайта статью Елизаветы Дорохиной из журнала «Театральная критика» от мая нынешнего года (напомним, что премьера спектакля состоялась 15 мая 2015 года).

Одно из самых известных произведений Александра Куприна было поставлено на сцене самарского театра драмы «Камерная сцена». Премьера спектакля «Поединок» в постановке Софьи Рубиной состоялась 15 мая 2014 года и произвела настоящий фурор.

Действительно, спектакль удался. Столько актуальности в нем, столько нетленных тем затронуто, что даже и не верится, что произведение, по которому спектакль поставлен, написано еще в 1905 году. Хотя… времена идут, а нравы остаются.

Так и поручик Ромашов вполне современный герой, как и его возлюбленная Шурочка… Назанский, который со своей душевной неприкаянностью, не видит иного выхода, как пить. Раиса Петровна, которая является коварной и жестокой женщиной, способной мстить только за то, что ей предпочли другую. И все эти Николаевы, Веткины и Сливы… Все они в этом спектакле такие узнаваемые, такие близкие, что даже страшно.

Актерам удалось передать то, что хотел сказать автор повести, но при этом нащупать и то новое, что хотела привнести в произведение Софья Рубина. Это спектакль о любви, о спасающей, о всепрощающей, об искренней любви. А также о том, что люди ошибочно принимают за любовь то, что заставляет их страдать. Любовь спасает, а не губит. То, что называет любовью Шурочка, это не любовь, как и то, что считает за любовь Раиса Петровна. Все это лишь страсть и похоть, которую они ошибочно принимают за великое чувство.

Не удивительно, что главным мотивом в сценических декорациях были лодки. Лодка как символ спасения, была предложена Ромашову, когда он лег спать. Он именно лег в лодку, которая унесла в его тот волнующий и чистый мир красивых дам, говорящих на чарующем французском. Он окунулся, прикоснулся к нему. Именно в лодке, он отправился в долгое путешествие, в конце спектакля. Именно лодки, которые и составляли декорации, давали выбор Ромашову – сесть и уплыть к спасению или же отправиться в иной мир, так и не найдя другого выхода из этого порочного круга лжи и мещанства.

Понравилась и игра актеров. Все без исключения органично вливались в атмосферу дореволюционной офицерской России, которую сами и создавали. Удивительно было и то, что не было разделения между зрительским залом и сценой. Все происходило рядом, совсем близко и от того, казалось еще реалистичнее. На сцене избиения солдата Хлебникова в зале даже вскрикнули от неожиданности и сострадания. А такая реакция зрителя говорит о многом. Думаю, это даже лучшая похвала для актера.

Интересным стало музыкальное решение. Звуки моря, старого романса, звучащего то тихим шорохом, то громко и звучно «На заре ты ее не буди», а еще марши. Вот они звуки жизни полкового городка. Все однообразно. Все привычно. И даже песня одна. Хотя и красивая, про любовь, но все же там, кроме Ромашовым, никем не понимаемая до конца…

Так что, за себя могу сказать однозначно – будь у меня возможность сходить еще раз, то пошла бы непременно. Придраться мне было не к чему, да и не хотелось, слишком все понравилось. И актеры, и режиссерские решения, и декорации, а в особенности то, как все это сплелось воедино.

 

Артисты из Самары сразу же после официального закрытия восьмого открытого фестиваля молодёжных театральных коллектив «Виват, театр!» покажут специально привезённый в качестве подарка для зрителей Тамбова спектакль по мотивам рассказа Андрея Платонова «Возвращение» (на фото внизу), где речь пойдет о событиях совсем недавнего прошлого… Здесь нет военных действий и батальных сцен. Это семейная история. После окончания войны осенью 1945 года капитан Иванов приезжает домой к жене и детям. Но возвращение оказывается непростым: его родные изменились, да и сам капитан стал другим человеком. Он безуспешно пытается вернуться в своё довоенное прошлое. Но можно ли вообще куда-либо вернуться, вступить дважды в одну и ту же реку? Капитану Иванову приходится многое пережить, чтобы действительно возвратиться с войны к семье, детям, вечным ценностям… 

 

И в очередной раз мы говорим спасибо:

• Рекламному агентству Компания «АртТрек»;
• Благотворительному фонду «Преодоление»;
• Информационному агентству «ОнлайнТамбов.ru»;
• Открытому акционерному общество Кондитерская фирма «ТАКФ»;
• Инвестиционной строительной компании «Сигма-С»;
• Рекламно-производственному предприятию «Бликфанг»
• Обществу с ограниченной ответственностью «Тамбовский полиграфический союз»;
• Обществу с ограниченной ответственностью Рекламное агентство «Медиасоюз» и Рекламная группа «Инфо-Ю»;
• Обществу с ограниченной ответственностью «Юнион»;
• Компании «ТЭКО-Сервис»;
• Обществу с ограниченной ответственностью «Агросоюз», «Семечки Станичные».