Версия для слабовидящих
Интернет-портал "Блокнот. Тамбов". «Блокнот» фестиваля «Виват, театр». Заключительный | Пресса-Виват

75-73-94

г. Тамбов,

ул. Астраханская, 2а

tmt@tmt-tambov.ru



Интернет-портал "Блокнот. Тамбов". «Блокнот» фестиваля «Виват, театр». Заключительный

04.11.2017

 

21 спектакль 16-ть коллективов со всей страны - Фестиваль вырос до неприличных размеров и завидного мастерства. За 10 дней конкурса на сцену выходили как любительские коллективы, так и воспитанники лучших театральных школ страны.

Сегодня высокое жюри выставило свои последние оценки и уже вне конкурсной программы посмотрела "валидольную" постановку Московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна, где заведующий труппы театра - Вячеслав Дьяченко еще и член жюри Фестиваля.
- Они закрывают фестиваль: его почетные гости, и я естественно волнуюсь за наш спектакль, но думаю все будет нормально. Потому что люди - профессионалы, и хочу заверить зрителей, как заведующий труппы театра Джигарханяна, наш театр работает по запланированному графику, наш театр государственный, и никакие личные землетрясения не могут остановить работу госужреждения. Все это как пена морская - сойдет и слава Богу, - рассказал перед спектаклем актер, театральный критик, заведующий труппой Московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна Вячеслав Дьяченко в интервью "Блокноту Тамбова".
Труппа привезла материал по произведению Уильямса "Трамвай "Желание"", где все актеры - медийные лица: Анатолий Кот, Надежда Селиванова, Кирилл Анисомов и другие, но об их впечатлениях от Тамбова и Фестиваля чуть позже.

Вячеслав Дьяченко признался, что в любом спектакле для него главное вовсе не сценография, а актер. Личность. Такие на Фестивале "Виват, театр", по мнению критика, были. Дьяченко отметил тамбовского актера, признавшись, что давно за ним следит и крайне доволен его работой в постановке "Человек с огромными крыльями". Речь об исполнителе роли Пелайо Сергее Малахове, который получил за эту работу награду юбилейного фестиваля.

- Очень двойственная ситуация вышла: вроде я на своём месте в плане амплуа, и жанр мне близок оказался: "как рыба в воде", но при этом случалось очень много внутренних конфликтов, приходилось практически ломать себя ради результата, а это процесс, признаться, очень болезненный. Но надо отдать должное мудрому режиссёру Андрею Боровикову, который до последнего верил в меня, видел во мне того самого Пелайо, и, не смотря на случающиеся истерики, репетиция продолжалась! Я с первых минут влюбился в тот способ существования, который был предложен постановщиком и пытался оправдать каждое слово, каждый жест, каждое действие в предлагаемых условиях. В тоже время на протяжении почти двух месяцев не покидало чувство: "Либо пан, либо пропал". Да, без преувеличения именно так, потому что новое, потому что эксперимент, и одному Богу известно куда же мы идём. А когда случилась награда я был очень приятно удивлён и в тоже время подумал: а почему бы и нет, ведь столько искренности и жизни было вложено в этот творческий труд. И как сказал духовный учитель Шри Чинмой, Бог всегда бесконечно превосходит все наши даже самые смелые ожидания, - поделился радостью актер ТМТ Сергей Малахов.
Кстати сказать, приглашенный режиссёр спектакля «Человек с огромными крыльями» Тамбовского молодёжного театра Андрей Боровиков сегодня награждён за смелый творческий поиск в создании спектакля.

Душа Фестиваля, бессменный председатель жюри, заведующая кабинетом критики СТД РФ, заслуженный работник культуры РФ Элеонора Германовна Макарова назвала премьеру ТМТ бесценным актерским опытом.

- У "Человека с огромными крыльями" и материал, и постановка для все-таки подготовленного зрителя, немножко элитарного. Ну, посмотрим, как будет жить этот спектакль, - поведала "Блокноту Тамбова" Элеонора Германовна.
Председатель жюри также рассказала о непростой работе критиков в этом году из-за наплыва разных, непохожих друг на друга работ.

- Хоть фестиваль был очень разнообразным такого бесспорного фаворита не было, поэтому и не было такой номинации как "лучший спектакль", потому что они разные и по режиссерскому решению, и по способу существования актера, драматургии, поэтому и сравнивать их было очень трудно. Были очень яркие споры, но жюри работало профессионально, честно, искренне, но всё равно всегда остаются недовольные, - с улыбкой заметила председатель жюри Элеонора Макарова.

Так как Фестиваль молодежный, многие конкурсанты ударились в эксперименты: у кого-то вышло, у кого-то нет.
- Я лично отношусь к некоторым экспериментам очень плохо, потому что я считаю, что театр должен вдохновлять, воспитывать поднимать настроение: такая тяжелая жизнь вокруг нас, и когда люди приходят в театр - они хотят видеть что-то красивое, замечательное, что-то свое, то, что им интересное и понятное. Это не значит, что современная драматургия или режиссура не имеет права на существование, но при одном условии: если режиссер ставит только для того, чтобы самовырзиться, то тогда это не имеет право на существование. Если режиссер точно знает зачем он ставит этот эксперимент, да, наверное, этому есть место, как вот например независимая "Труппа Рупор" с "Лаватой", как "Сартали-Мортали" Молодежного театра "Предел" из Рязанской области.

В номинации среди профессиональных театров награду получило независимое театральное объединение «Труппа рупор» – за актерский ансамбль в спектакле «Лавата». Народному молодежному театру «Предел» присуждена награда за художественную целостность спектакля «Сартали-Мортали» А.Чехова из города Скопина Рязанской области, отметило жюри и актёров.

Еще один удачный эксперимент получился у мичуринских студентов, постановку которых жюри отсматривало на выезде: на сцене МичГАУ. Студенческий театр-лаборатория "Феникс" Мичуринского аграрного университета забрал сразу четыре награды. Художественному руководителю Александру Павленко - за смелый экспериментальный поиск в освоении творческого наследия Чехова при создании спектакля «Вишневый сад». Алексею Алексееву, Дмитрию Ленкову, Марии Балашовой за исполнение главных ролей в том же экспериментальном варианте "Вишнёвого сада".

- Самое главное — это любительские театры, потому что люди, которые не получают специализированного образования, плату за то, что выходят на сцену, отнимают у себя личное время и начинают созидать. Вот такими людьми и сильна сегодня Россия для меня, - уверен Вячеслав Дьяченко.

Его поддерживает и Элеонора Германовна, неоднократно рассказавшая о своей любви к народным театрам.

По праву отмеченный ею народный театр Глазковского филиала "Заворонежский Дом культуры" получил награду и за успешное обращение к русской классике, и за победу в номинации «Надежда фестиваля», и за исполнение роли Михайло Бальзаминова и Лукьяна Лукьяныча в спектакле «Женитьба Бальзаминова». За персональной наградой на сцену поднимались Мария Меткина, Дмитрий Попов и Сергей Муратов.

- Я бы хотела посмотреть еще спектакли театра Табакова и "Голомазовцев" ГИТИСа, потому что они поразили и зрителей, и нас жюри, и это было так замечательно. Последние два дня были такие точки, которые произвели больше впечатления, чем многие профессиональные театры. Потому что работали ребята просто замечательно, - отметила Элеонора Макарова.

Но на постановках Табаковцев и ГИТИСовских "Голомазовцев" безбашенная театральная феерия не закончилась. Закрывать фестиваль выпала радость артистам театр Армена Джигарханяна.
Один из исполнитель главных ролей Анатолий Кот рассказал журналистам, что в Тамбове уже бывал и город видел, но сегодня перед спектаклем удалось только поспать.

- Премьера вышла год назад у нас в театре: свежая постановка. О спектакле рассказывать я не умею: это все равно что пьесу почитать. Наша работа такая: мы все говорим на сцене, поэтому я приглашаю на спектакль, - сказал актер Московского драматического театра имени Армена Джигарханяна Анатолий Кот.

И сказать удалось многое вполне чётко и незабываемо. Актеры настолько ярко передали трагедию или осознанное безразличие главных героев, что гости Фестиваля после спектакля погрузились в тяжелые раздумья. Уж больно сложные и такие близкие каждому темы поднимает постановка: наглость, грубость, жесткость персонажа Анатолия Кота встречается с аристократичными, идеалистичными и мечтательными чертами героини Надежды Селивановой. Встреча двух противоположностей и приводит к трагедии.

Актёры держатся очень натурально, пожалуй, это лучшее завершение юбилейного Фестиваля, продолжение которого состоится ровно через год.
Виват, театр!

Фото "БлокНот. Тамбов".