Версия для слабовидящих

75-73-94

г. Тамбов,

ул. Астраханская, 2а

tmt@tmt-tambov.ru



Об этом вы сможете узнать, посетив 12 марта Тамбовский молодёжный театр и посмотрев музыкально-драматическую композицию по повести Александра Пушкина «Метель», послушав музыку, написанную Георгием Свиридовым.

Пушкина очень интересовала роль случайности и предопределенности в жизни человека. Он верил в рок, знал, что существуют фатальные обстоятельства, которые неподвластны воле человека и его планам. Собственная жизнь не раз давала ему повод задуматься о том, от каких странных мелочей зависит судьба. Многие произведения Пушкина полны раздумий о непостижимой игре, которую ведёт с человеком Создатель.

В повести «Метель» автор выводит подчеркнуто обычных людей, не блещущих умом, талантом, силой духа, и показывает, как причудливо может сложиться жизнь, если вмешается необъяснимая и непредвиденная случайность. Дух повести, и сюжет, и даже романтичность истории, которая произошла с героями произведения, роднит с романсами пушкинскую «Метель». Когда эту повесть читаешь, может статься, что за строками её страниц звучит волшебная музыка – звуки старинного романса.

Одно из самых удачных воплощений произведений Пушкина в русской музыке ХХ века принадлежит Георгию Свиридову. Первой творческой удачей композитора стали именно романсы на стихи поэта. Уже зрелым мастером он обратился к иллюстрированию пушкинской «Метели». Наиболее сложный характер взаимодействий искусств – совпадение эстетического идеала, художественного мышления писателя и композитора, что проявляется в эстетических взглядах, стилевой манере авторов разных видов искусств. Георгий Свиридов считал, что слово и музыка, литература и музыка, музыкальное произведение может существовать только тогда, когда оно добавляет нечто к стихам или литературному сочинению. Музыкальные иллюстрации композитора не только добавляют «нечто» к произведению Пушкина, но и дают его музыкальную интерпретацию, а, следовательно, ведут читателя к углублённому прочтению повести.

– Задача композитора совсем не в том, чтобы приписать мелодию, ноты к словам… – отмечал Свиридов, – здесь должно быть создано органичное соединение слова с музыкой. Автор шаг за шагом следует за поэтом, создавая «метельные» взлёты и падения, бережно сохраняя традиции пушкинской эпохи, придавая ей ещё больше одухотворённости своей необыкновенной музыкой. Осмысление словесной ткани произведения в соединении с музыкой-интерпретацией позволяет глубже понять стремления героев и основную мысль «Метели»: надуманная, ненатуральная любовь Маши и Владимира под влиянием природы (метели), времени, зародившейся настоящей любви исчезает и открывает «дорогу» для истинных чувств. «Метель» жизни успокоилась и впереди – ровная и долгая дорога.

Надо отметить, что подобная музыкально-драматическая инсценировка «Метели» Александра Пушкина в Тамбове не исполнялась, и потому работа актёра Павла Шишлянникова и музыкальных коллективов из второй детской музыкальной школы и колледжа ТГМПИ имени С. В. Рахманинова под руководством А. Моргунова и А. Артемьева должна стать новым ярким вкладом в проведении на Тамбовщине Года литературы и столетии со дня рождения композитора Георгия Свиридова.

Новая литературно-музыкальная композиция для нашего зрителя необычна ещё и тем, что «Метель», написанная в один день, 20 октября, представляет собой, в сущности, гусарский анекдот о провинциальной семнадцатилетней девице и повесе-гусаре, о том, как метель вмешалась в планы влюблённых и в результате полностью изменила судьбы трёх человек. Композитора Георгия Свиридова привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. Его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Поэтизация простой жизни маленьких городков и усадеб, а не столичных чиновников и аристократов, жизни, особенно близкой Свиридову, – вот что стало основным в его музыкальном решении. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей. Но эти простые, подчас наивные интонации одухотворены им, использованы творчески, с особым, присущим только Свиридову настроением. Музыка зазвучала как ретроспектива давно ушедшей, но милой, привлекательной, вызывающей ностальгическое чувство жизни. И такое необычное сочетание иронии Пушкина и романтики Свиридова придаёт литературно-драматической композиции особый аромат, сочетает несочетаемое, придаёт романтике остроту ощущений, а анекдот возводит до ранга высокой драмы. Словом, приходите, не разочаруетесь.
А Тамбовский молодёжный театр снова гостеприимно распахнёт свои двери для неравнодушной творческой молодёжи города и зрителей, что с трепетом относятся к творчеству Пушкина и Свиридова…

Приглашаем зрителей 12 марта в 18.30 посетить наш уютный театр, послушать прозу Пушкина, приобщиться к музыке Свиридова.