Версия для слабовидящих
Молодежь хочет знать правду о войне/III Открытый фестиваль любительских и студенческих театральных коллективов | Пресса-Виват

75-73-94

г. Тамбов,

ул. Астраханская, 2а

tmt@tmt-tambov.ru



Молодежь хочет знать правду о войне/III Открытый фестиваль любительских и студенческих театральных коллективов

Молодежь хочет знать правду о войне/III Открытый фестиваль любительских и студенческих театральных коллективов

«Страстной бульвар,10» Выпуск №2-132/2010, Фестивали 

Весной в Тамбове прошел III Открытый фестиваль любительских и студенческих театральных коллективов «Виват, Театр!», посвященный 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Тамбовский фестиваль набирает обороты, в этот раз в нем приняли участие коллективы не только из Тамбова и его области, но и из Пензенской, Воронежской и Ульяновской областей. Всего в спектаклях фестиваля выступило около двухсот молодых актеров.

Открылся фестиваль спектаклем Народной театральной студии «Ренессанс» «Вечно живые» Виктора Розова. Вызывает уважение, что режиссер Наталия Белякова рискнула поставить эту пьесу, написанную 50 лет назад, после великого фильма Калатозова «Летят журавли». Главная тема автора прозвучала в спектакле очень современно - нравственное противостояние вечно живых и вечно «мертвых» с их эгоизмом, трусостью, приспособленчеством, душевной сытостью.

Оформление скупое (художник Татьяна Петрова), но не лишенное деталей быта, что греет душу. Хорошо подобраны кадры военной документальной хроники, отбивающие смену картин. Все это вместе с изящным музыкальным оформлением, избежавшим стандартного набора военных песен, создает тревожную и проникновенную атмосферу, которая не может не волновать зрителей.

Федор Иванович Бороздин в исполнении опытного Петра Куликова (по пьесе натура незаурядная, характер крупный) внешне очень фактурен, красив, но на протяжении почти всего спектакля, к сожалению, впадает в пафосность, плакатность, декламационную патетику, что совершенно необъяснимо - я видела другие его работы, актер хороший. И центром этого спектакля становится Вероника - Татьяна Голубева. Пожалуй, это единственный образ, показанный в развитии. Очаровательная, светлая, живая - в первой части и совсем другая - во второй: потерянная, потухшая, как будто из нее ушла жизнь, и веришь, когда она говорит, что умирает. В спектакле есть хорошо сыгранные эпизодические роли. Это Борис - Вячеслав Игнатенко, обаятельный, улыбчивый, скромно и трагично уходящий на войну; смешные студенты - Миша - Павел Панков и Танечка - Анастасия Заболотникова, появившиеся на дне рождения у Монастырской и покорившие своей искренностью и молодостью; администратор филармонии Чернов - Владимир Демин, убедительный и органичный.

Особенно хочется отметить работу Наталии Львовой в роли Анны Михайловны Ковалевой. Роль небольшая, а создается впечатление, что главная. Актриса пользуется тонкими, не рассчитанными на внешний эффект средствами, но она органична во всем - в неторопливых движениях, в тихой и отчетливой речи, в раскрытии внутреннего мира своей героини.

На мой взгляд, снижает эмоциональный накал спектакля то, что в нем по существу три финала. Обескураженный зритель хлопает после каждого, думая, что спектакль окончен.

Образцовая детская театральная студия «Кавардак» обратилась к современной пьесе о войне «Встретимся после победы» Дмитрия Калинина. Замечательно, что мальчики и девочки, не знавшие войны, попытались окунуться в то далекое время и заставили нас поверить им.

Программка спектакля, поставленного Валерией Новиковой и Еленой Ломакиной, - любовно сложенные письма-треугольнички, какие получали с фронта. И это сразу вводит нас в атмосферу того времени. Не очень, правда, понятно, почему жанр спектакля обозначен как «почти веселая кадриль». Быть может, серьезные сцены перебиваются легкомысленным танцем, для того чтобы дать возможность ребятам разрядиться. Надо сказать, они танцуют лихо.

Вообще, мне кажется, в пьесе и спектакле есть много неувязок. Так, например, очень хорош фашист в исполнении Миши Гунина, истинный ариец, с одухотворенным красивым лицом, с презрительной улыбкой на тонких губах, однако не очень понятно,

почему он, попав в плен, идет на смерть, прекрасно понимая, что Клавдия Петровна - Катя Осипова, влюбившись в него, все равно выстрелит. Или пионеры, которые выставлены какими-то абсолютно наивными дурачками (это сейчас модно). Думается, слишком часто меняются картины, в результате разрывается сюжет, теряется нить повествования. Опять в спектакле два финала. Один - замечательный, когда мальчишки, окруженные врагами, понимают, что сейчас они погибнут, а им, совсем юным, так хочется жить, и вдруг они становятся серьезными и застывают. Второй, совсем необязательный, когда маленький Тимоха - Андрей Логинов приходит к девочкам с большим деревянным крестом, чтобы сообщить о гибели мальчишек.

Тем не менее, все ребята играют искренне, органично. Сержант Петренко - Саша Стройков, лауреат прошлогоднего фестиваля, уже уверенно чувствует себя на сцене. Да и роль выигрышная - командир, красавец, в которого все влюблены. Тютин - Олег Матушкин, живой, смешливый, весь в движении. Глобус - Алексей Францышин, неуклюжий, добродушный. Нина - Алина Коловатова, вроде бы похожая на яркую фотомодель, но вдруг при прощании становится такой трогательной, настоящей и такой любящей. Небольшая роль Партизана сыграна Леней Кузьменко неспешно, тихо.

В целом спектакль чистый, светлый, подтверждающий слова, написанные в программке: «Низкий поклон и вечная память всем погибшим в годы Великой Отечественной войны. Мы помним».

Учебный театр Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина показал спектакль «Завтра была война». Прошедший войну, Б.Васильев назвал свое произведение «повестью для юности». В этой его лирической исповеди - и первая любовь, и первый поцелуй, и первая трагедия, и первая боль утраты, и мечты, и ностальгическая светлая грусть.

На открытом пространстве сцены обозначены различные места действия - комнаты девочек Вики и Искры, спортивный зал, школьный класс. Одна картина плавно перетекает в другую.

Есть момент перенасыщения деталями времени - много красных знамен, плакатов, портретов, возможно из-за этого возникает некоторая ходульность отдельных образов. Главные герои спектакля - обычные школьники, пока еще беспечные, ослепительно молодые и беззащитные, которым предстоит пройти путь заблуждений, познаний и прозрений. Искра - Оксана Науменко, истинная дочь комиссара, впитавшая идейность с молоком матери, иногда даже напоминающая запрограммированного робота. Вика Люберецкая - Яна Бандерская - самолюбивая, элегантная красавица, она умнее, тоньше своих сверстников. Из возрастных ролей особенно хочется отметить прекрасные работы Алены Самохваловой, ее учительница Валендра - образ узнаваемый, созданный точно и внешне, и внутренне, и Артема Голяева - директора школы Ромахина. Он очень разный: простой и демократичный с детьми с первых минут знакомства, с учительницей же жестко бескомпромиссный. После исключения из партии директор сидит в классе - одинокий, сгорбившийся, сразу постаревший - и оживляется, лишь когда его поддерживают ребята, запев хором его любимую песню.

Спектакль «Завтра была война» во многом не совершенен, но искренне повествует о том времени, когда девчонки и мальчишки рано начинали взрослеть, делая свой выбор между храбростью и трусостью, благородством и двоедушием.

Второй спектакль Народной театральной студии «Ренессанс» - «Адрес для писем - тот же» Галины Неволиной. Автор пишет в предисловии: «Эта пьеса - дань памяти... В ней нет вымышленных имен... Мне дорого то, что написать пьесу меня попросили молодые ребята. И я благодарна им потому, что поняла - молодежь хочет знать правду о войне...».

Режиссер Вячеслав Игнатенко обратился к простому мелодраматическому материалу, трудному по жанру - эпистолярному, но нашел свою интонацию, которая не может не волновать зрителей всех возрастов и поколений. Спектакль, конечно, не лишен недостатков и по режиссуре и по актерскому исполнению, но подкупает живостью игры актеров, теплотой, мягкостью, атмосферностью, возникающей благодаря сценографии, музыке, свету.

Музыка, которая идет фоном, - далекая и нежная, с настроением, вставные музыкальные номера подобраны с большим вкусом. В основе оформления спектакля - фотографии на заднике сцены и фронтовые письма-треугольнички по бокам ее, причем в кульминационные моменты они высвечиваются то красным, то зеленоватым, то желтым.

Пьеса сложна для постановки еще и потому, что состоит из отдельных эпизодов, действие перебрасывается из 40-х годов в 90-е, не всегда понятно, кто есть кто тогда и сегодня, способ существования актеров и костюмы порой не соответствуют времени действия. Но недостатки компенсируются непосредственностью исполнителей. Главные герои Анька - Галина Дутова и Олег - Александр Селиванов - светлые, чистые, еще совсем дети перед войной. И совсем другой становится Анька в военное время - на глазах будто похудевшая, осунувшаяся. Великолепна сцена с почтальоншей - Дарьей Трусовой, которая приносит в дома вести радостные и трагические и по-бабьи успокаивает Аньку, получившую похоронку.

Школьный учебный театр (ШУТ) показал спектакль «Это, девушки, война» Тараса Дрозда, в котором заняты учащиеся 11-го и 9-го классов, в постановке Людмилы Третьяковой. Перед нами общежитие в военной части, где девушки, радистки и шифровальщицы, мечтают, ждут, любят. Война ломает их жизни, они невольно предают друг друга, веря в то, что это нужно Родине. Мне кажется, пьеса не очень удачна: ее героини слишком ограничены и прямолинейны. Юным актерам, которые делают первые шаги на сцене, неопытны, плохо разговаривают, трудно оправдать происходящее, но они искренне стараются это сделать.

Кроме спектаклей о войне, на фестивале были представлены и постановки русской классики и современной драматургии.

«Чайку» А.П.Чехова студенческого театра-лаборатории «Феникс» Мичуринского аграрного университета в режиссуре Александра Павленко нельзя отнести ни к традиционно-классическим, ни к радикально-новаторским постановкам.

Сценография не предвещала особых открытий: белые занавеси, белые кресла, на заднике - озеро в окружении едва обозначенных деревьев, и над всей сценой - огромная, вычурная атласная чайка. Однако нас подстерегали неожиданности: режиссер смешал условный театр с психологическим, добавив брехтовское «очуждение». Все герои - в красивых современных костюмах, за исключением Полины Андреевны, которую за что-то одели как торговку с рынка. Все они почти постоянно на сцене, все время в движении, текст говорят порой одновременно, причем фрагменты пьесы переставлены местами, реплики повторяются, а способ существования актеров при этом совершенно особенный - разреженный, много проходов без слов, нет характеров, нет общения.

В спектакле два Треплева и две Нины. Существование двух Треплевых с первых минут убеждает - это две ипостаси одного человека. Один - Егор Мосин - с самого начала с перевязанной головой (видимо, он уже стрелялся), жесткий, грубый, познавший жизнь и разочаровавшийся в ней. Другой - Ярослав Илюхин - мягкий, почти ребенок, полный надежд и ожиданий. Две Нины, на мой взгляд, не обязательны и ничего не прибавляют к этому своеобразному действу.

Говорить об отдельных работах нет смысла, все они, в основном, схематичны, актеры рисуют своих героев одной краской, да и у режиссера не было задачи разрабатывать характеры. Все актеры очень молоды, даже играющие стариков. Замечательно, что они не форсируют при этом голоса, не пытаются изображать возраст.

Жесткий спектакль Мичуринского студенческого театра очень необычен, своеобразен. В нем нет «ста пудов любви» - никто никого не любит. При этом спектакль культурный во всех компонентах - и в музыкальном оформлении, и в элегантных костюмах, и в хорошей сценической речи. Безусловно, такая интерпретация чеховской пьесы интересна и имеет право на существование.

Другой студенческий театр - «Акцент» Тамбовского музыкально-педагогического института им. С.В.Рахманинова - представил популярную пьесу «Очень простая история» киевлянки Марии Ладо. В этой ясной истории актерам есть что поиграть, а зрителям - из-за чего поплакать, кроме того, пьеса внятна по своей традиционной структуре.

Режиссер Павел Козодоев и художник Татьяна Петрова создали яркий реалистический спектакль, очень атмосферный, с прекрасным актерским ансамблем.

Удивительно осязаемая и в то же время простая сценография. На авансцене - загоны, стойла, затянутые сверху льняной крышей. Ощущение, что пахнет свежеструганым деревом и сеном. Чуть слышна где-то вдали музыка, звуки которой то затихают, то нарастают в кульминационные моменты.

Все актеры органично существуют на сцене, почти никто не наигрывает. Особенно хочется отметить Евгения Шаравина, играющего Соседа - выпивоху, балагура и весельчака, у которого, как говорится, душа нараспашку. Актер очень деликатно ведет свою роль: виновато, понурив голову, слушает как его все ругают; растерян и не понимает, почему даже родной сын кроет его матом, но зато хорошо понимает язык животных.

Мечтательная, очаровательная, доверчивая Свинья - Анастасия Мазжерина, полная нежности и любви к хозяину; добродушный пес Крепыш - Алексей Литвинов; забавный, трусоватый и по-детски тщеславный Петух - Константин Бабкин; задумчивая Корова Зорька - Вероника Редькова, вся поглощенная своей очередной беременностью; умудренная опытом, старая, уставшая от жизни, готовая к самопожертвованию Лошадь - Ксения Пыльнева. Все актеры играют животных замечательно.

Этот трогательный, светлый и чистый спектакль идет на одном дыхании, и зрители в абсолютной тишине, замерев, сопереживают всему, что происходит на сцене, как бы внутренне очищаясь, соприкоснувшись с добром, любовью и самоотверженностью братьев наших меньших.

Театр-студия «Подиум» из Димитровграда Ульяновской области показал спектакль «Эх, ек-комарок!» по пьесе Владимира Гуркина «Саня, Ваня, с ними Римас» в постановке Владимира Казанджана. Эта пьеса о живых людях, наших дедах и бабках, которым автор ее и посвящает: «Великим труженицам и матерям, воинам, защитившим Родину нашу от фашизма, - вечная светлая память!»

В центре пьесы - три сестры, живущие в глухой уральской деревушке: Саня - О.Мынцова, Софья - С.Купкина, Анна - О.Троицкая. На дворе война, и мужья Сани и Софьи Иван - С.Борисов и Петр - Ю.Исаев уходят на фронт, откуда живым возвращается только Иван.

К сожалению, явно профессиональные и опытные актеры потерялись на большой сцене (в их театре камерное пространство) - практически весь текст пропадал, особенно в I акте, хотя в спектакле был ряд очень хороших сцен, трогающих до слез и проникающих в сердца сидящих в зале зрителей.

Народный театр из города Нижний Ломов Пензенской области привез спектакль «По соседству мы живем» по пьесе Степана Лобозерова. Этот театр существует более 50 лет, играет спектакли, разнообразные по темам и жанрам. В театре играют люди самых разных профессий, учащиеся, пенсионеры, все, кто предан театру и с его помощью хочет сделать мир немного лучше.

Режиссер Марина Зуйкова поставила немудреную комедию о людях современной глухой деревни, в которой печаль соседствует с юмором, быт, лирика, фарс - все переплетено.

Перед нами - подлинно народные, колоритные характеры. Бабка Феня - Н.Дулесина, ее муж, дед Василий - В.Кикин, соседка Елизавета - Н.Малинина - не лубочные персонажи, а житейски достоверные и очень убедительные. Спектакль живой, яркий, доверительный, без претензий и наворотов.

Фестиваль не обошел вниманием и самых маленьких - детскую сказку «Морозко» привез Новоусманский молодежный театр из села Новая Усмань Воронежской области (режиссер Елена Куликова).

 

 

Жюри III Открытого фестиваля молодежных театральных коллективов «Виват, театр!» (председателем была автор этих заметок, члены жюри - С.А.Левандовский, М.В.Матюшина, Е.Н.Морозова, А.В.Оганесян, М.Д.Тулпаров) присудило следующие награды:

Лучший спектакль фестиваля, посвященный 65-летию Победы: «Встретимся после победы», Образцовая детская театральная студия «Кавардак»

Премии любительским коллективам:

Лучшая женская роль - Т.Голубева (Вероника, «Вечно живые», Народная театральная студия «Ренессанс»)

Лучшая мужская роль - М.Дорожинский (Корреспондент, «По соседству мы живем», Нижнеломовский Народный театр)

Лучшая женская роль второго плана - Н.Львова (Анна Михайловна Ковалева, «Вечно живые», Народная театральная студия «Ренессанс»)

Лучшее музыкальное оформление и свет - «Адрес для писем - тот же», Народная театральная студия «Ренессанс»

Премии студенческим театральным коллективам:

Лучшая постановка - «Очень простая история», Студенческий театр «Акцент» Тамбовского музыкально-педагогического института

Лучшая женская роль - А.Самохвалова (Валендра, «Завтра была война», Учебный театр Тамбовского университета)

Лучшая мужская роль - Е.Шаравин (Сосед, «Очень простая история», Студенческий театр «Акцент» Тамбовского музыкально-педагогического института)

Лучшая женская роль второго плана - К.Пыльнева (Лошадь, «Очень простая история», Студенческий театр «Акцент» Тамбовского музыкально-педагогического института)

Лучшая мужская роль второго плана - А.Голяев (Ромахин, «Завтра была война», Учебный театр Тамбовского университета)

За современное прочтение классики - режиссер А.Павленко («Чайка», студенческий театр-лаборатория «Феникс» Мичуринского аграрного университета)

Премии детским театральным студиям:

За обращение к русскому фольклору - «Морозко» (Новоусманский молодежный театр)

Лучший актерский ансамбль - «Это, девушки, война!» (Школьный учебный театр)

Специальные премии:

За яркое воплощение образа - Н.Дулесина (бабка Феня, «По соседству мы живем», Нижнеломовский Народный театр)

Лучший актерский дуэт - С.Борисов и О.Мынцова («Эх, ек-комарок!», театр «Подиум», г.Димитровград Ульяновской области)

За сохранение традиций театралного искусства - П.Козодаев (Студенческий театр «Акцент» Тамбовского музыкально-педагогического института)

«Надежда» - Л.Кузьменко (Партизан, «Встретимся после Победы», Образцовая детская театральная студия «Кавардак»)

Макарова Элеонора