II Фестиваль молодежных театральных коллективов "Виват, театр!"
В городе Тамбове с 14 по 21 ноября 2009 г. проходил II Фестиваль молодежных театральных коллективов «Виват, театр!» В нем принимали участие народные и студенческие театры, а также Образцовая детская студия «Кавардак».
В городе Тамбове с 14 по 21 ноября 2009 г. проходил II Фестиваль молодежных театральных коллективов «Виват, театр!» В нем принимали участие народные и студенческие театры, а также Образцовая детская студия «Кавардак».
Фестиваль этот, созданный по инициативе начальника комитета по культуре В.В.Федорова, делает первые шаги, но поражает, как серьезно и ответственно, с какой любовью к нему относятся администрация города и участники коллективов.
Конечно, все они очень разные — народные или любительские (мне больше нравится это название) театры, существующие уже много лет, имеющие свой интересный репертуар, возглавляемые опытными режиссерами или педагогами, и учебные театры, где студенты только постигают азы театрального искусства, но всем им присущи необыкновенная самоотдача, искренность и преданность театру.Фестиваль проходил во Дворце культуры «Знамя труда», отметившем в этом году свое 80-летие.
Возглавляет его энергичная, красивая женщина – Наталья Александровна Львова, которая сумела организовать в его стенах занятия более тысячи участников в возрасте от 5 до 80 лет в 23 творческих коллективах. Это – фольклорный ансамбль «Тамбовский задор», вокальный ансамбль «Дебют», театральная студия «Ренессанс», детская театральная студия «Кавардак» и многие другие.
Открывал фестиваль народный театр «Ренессанс» спектаклем «Кин IV» Г.Горина, поставленный Н.В.Беляковой.
Сюжет о великом английском актере был использован в пьесе Александра Дюма-отца, переписанной затем Жаном-Полем Сартром, и уже в наши дни блестяще воплощен Григорием Гориным. Режиссер прочел пьесу Горина как трагикомедию, причем очень современно.
Для Горина всегда обращение к реальному историческому персонажу лишь повод поразмышлять о проблемах сегодняшних. И в спектакле главная тема – отношения художника и власти.
Очень простое, но изящное и функциональное оформление спектакля (художник Татьяна Петрова), музыкальное решение, создающее особую атмосферу и настроение, выстроенный актерский ансамбль, где каждый играет со своим отношением к образу, хорошая сценическая речь, - все это создает зрелище яркое, остроумное, в меру веселое.
Стержнем всего спектакля, конечно, является Кин – Петр Куликов. Его Кин, этот великий актер и трагик на сцене, покорявший шекспировскими страстями, и балагур, повеса, ловелас в жизни. Кин Куликова очень разный: он то громогласен и пафосен, то вдруг легкомыслен, то тих и очень искренен, как в трагическом монологе об актере в тюрьме, то трогателен до слез в сцене с маленьким сыном.
В спектакле много интересных актерских работ. Замечательный Соломон – Владимир Демин. Он неожиданно молод, обаятелен, но мудр, нежно-ворчлив и глубоко предан Кину.
Очень деликатно и интеллигентно сыграна роль Елены Натальей Волковой, интересен друг-недруг Кина принц Уэльский – Олег Зеленов.
Постановка «Кина IV» отличается высокой культурой во всех ее компонентах, я бы сказала, столичного уровня.
Другой спектакль студии «Ренессанс» - философская сказка для взрослых «Синяя птица» М.Метерлинка (режиссер Вячеслав Игнатенко). Поставленная в 1908 году Станиславским вместе с Сулержицким и Москвиным, пронизанная модным для начала века символизмом, она не сходит до сих пор не только со сцены МХТа, но и победно шествует по сценам российских театров, неизменно привлекая внимание и вызывая интерес у детей и взрослых.
«Постановка «Синей птицы», - говорил К.С. Станиславский, - должна походить на чистую фантазию десятилетнего ребенка…»
Спектакль студии «Ренессанс» наивен, прост, но в нем, на мой взгляд, не хватает некоторой легкости, радости, призрачности детского сна как мечты об истине и доброте.
Замечательно, что в селе Глазок Тамбовской области, где проживают всего 2000 человек, уже 17 лет существует Народный театр сельского Дома культуры. И привез он на фестиваль спектакль «Любовь зла…» по произведениям А.П.Чехова «Медведь» и «Предложение».
Спектакль поставлен режиссером Василием Хатунцевым очень скромно, но в простом оформлении, на фоне тихой приятной музыки очень органично существуют актеры Сергей Муратов, Оксана Беляева, Алексей Подольский, Ольга Уколова. Быть может, ритм действия идет в разрез с тем, как обычно играются водевили раннего Чехова, и создается ощущение замедленной киносъемки, некоторого интонационного однообразия, как будто из персонажей выкачаны эмоции, и исполнители сосредоточены только на произнесении текста, что делают, кстати, хорошо.
То, что в юбилейный чеховский год в маленьком селе играется спектакль, который несет зрителям культуру, где актеры без наигрыша, без новаций и современных сценических изысков создали свои, но узнаваемые чеховские образы, имеет огромное значение.
Народный театр имени А.И.Батурова является гордостью города Котовска. На фестивале театр показал сложную работу – комедию-водевиль грузинского классика второй половины XIX века Авксентия Цагарели.
Нехитрые события этой комедии из жизни разорившегося князя Пантиашвили – С.Леонтьева и богатого купца Микича – С.Сивова режиссер Марина Звонарева, возглавляющая этот театр с 1973 года, органично переносит то в покои князя, то на площадь, где шумит восточный базар, то в серные бани, воссоздавая жизнь окраины старого Тифлиса – Авлабара.

Спектакль «Ханума» - это актерский праздник, где играют весело, стремительно, с азартом. И, конечно, в центре – состязание двух свах – Ханумы – Н.Сараниной и Кабато – С.Соколовой.
Ханума Сараниной – яркая, энергичная, обаятельная, то нежно-вкрадчивая и хитрая, то грубоватая и даже агрессивная. Она побеждает пронырливую Кабато, проведя всех и настояв на своем.
Интересны работы у О.Колодиной, сестры Князя, и молодых актеров Б.Полякова – Котэ и М.Леоновой – Соны, играющих с юношеским темпераментом и задором и с ироничным лиризмом.
К сожалению, в этой серьезной, профессиональной работе есть один, но большой, существенный недостаток – это фонограмма, в которую практически никогда не попадают актеры или вступают с опозданием. Вероятно, было бы лучше, если бы актеры сами пели, как говорится, вживую.
33 сезона существует Студенческий народный театр-лаборатория «Феникс» при Мичуринском государственном аграрном университете.
«Стая» («Клетка») Льва Корсунского – этапная работа театра и режиссера Александра Павленко, сумевшего в сложной философской драме показать, что звери, живущие в зоопарке, могут так же, как и люди, страдать, ненавидеть и любить.
В их привычный мир, в клетку, сажают волка – Серого, который не может смириться с неволей и пытается объяснить, что такое воля, любовь, охота. Егор Мосин играет Серого превосходно, тонко передавая все оттенки чувств – неистовую злость, смелость, бунтарство, любовь к свободе и вспыхнувшее нежное чувство к Рио-Рите — Вере Леденевой.
Пьяный сторож – Александр Татарников забывает запереть клетки, и звери убегают, но один за другим по разным причинам возвращаются обратно, убедившись, что в городе люди живут тоже в клетках, только размером побольше. Несколько разрывает действие и снижает высокий градус постановки бесконечное передвижение по сцене клеток, но это искупается тем, как живут актеры, и
тем, что происходит параллельно на экране, куда транслируются кадры военной хроники. Это наш мир сегодня, картины которого точно ложатся на происходящее на сцене. Студенты Тамбовского государственного технического университета сами придумали так называемый «Театр на подоконнике». Сам этот факт заслуживает внимания и уважения – ребята после занятий, в свободное от учебы, не имеющей отношения к театральному искусству, время, репетировали пьесу Р.Белецкого «Фанатки» (режиссер Алена Карнаухова). В ней вполне жизненная ситуация – поклонницы, их кумир-певец и перипетии их взаимоотношений.
Молодые ребята очень симпатичные, живые, энергичные, но, конечно, совсем не обученные и далекие от актерской профессии. Вероятно, если у них появятся опытный режиссер и хорошая драматургия, в будущем в Тамбове возникнет еще один хороший любительский театр.
При Тамбовском государственном университете им. Г.Р.Державина создан Театр юного зрителя, что имеет большое значение для города, где всего один профессиональный театр, и, конечно, для воспитания молодого поколения. Правда, надо сказать, что репертуар пока у него несколько специфический, развлекательный. Особенно впечатляют подзаголовки пьес – комическая опера, мистическая притча, сказка-ярмарка...
К открытию театра была поставлена комическая опера Державина «Мнимая дурочка» («Глупая для других, умная для себя…»). Ни для кого не секрет, что Державин был слабым драматургом. Он был поэтом, общественным деятелем, губернатором Тамбова. Его современники, прочитав эту пьесу, посоветовали ему поставить в своем домашнем театре. Режиссер Дмитрий Беляев решил обратиться к этому опусу для того, чтобы он прозвучал современно, включил в спектакль много реприз, плоских шуточек, пошловатой отсебятины. Все это вкупе с криками и суетой, кривляньем и грохочущей музыкой, заглушающей и так не очень внятную речь актеров, не дает возможности разобраться в том, что происходит на сцене.
Душа и сердце отдыхают, когда на сцене, наконец, все умолкают и начинаются балетные дивертисменты, поставленные Ириной Мордовиной, - молодые люди пластичны, изящны и очаровательны.
На мой взгляд, одним из самых интересных был спектакль студентов V курса артистов драматического театра и кино в Учебном театре Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина «От красной крысы до зеленой звезды» Алексея Слаповского.
Слаповский – один из самых талантливых современных драматургов. Не считаю, что он является представителем новой драмы. Сходство этой его пьесы с новой драмой разве в том, что в ней нет единого героя и единого сюжета, хотя все новеллы, из которых пьеса состоит, объединены одним – поиском тех едва уловимых мгновений, когда возникает и пропадает любовь.
Главная заслуга режиссера Петра Куликова в том, что он выстроил каждый образ спектакля, прочертил все его нюансы и тонкости, сделал это интеллигентно, выстроил отношения между героями, заставляя зрителей и смеяться, и плакать. Прекрасная музыка является одним из действующих лиц спектакля, старые песни о любви в каждой сцене звучат удивительно искренне, тихо. Все новеллы – веселые и грустные – сыграны с большим юмором, с иронией по отношению к окружающему миру и с самоиронией.
В спектакле много хороших актерских работ. В первой новелле «Красная крыса», которая стала камертоном спектакля, скромными сценическими средствами – пластикой, поворотом головы, взглядом - Павел Полубабкин и Катерина Шарова заставляют поверить, что перед нами именно крысы, но изящно проявляющие любовь друг к другу.


Удивительно теплая история о двух стариках (Вячеслав Шолохов и Анна Студенцова) убеждает, что на свете есть чувства, пронесенные через всю жизнь.
В Тамбовском университете замечательный педагог и режиссер Наталья Белякова поставила со студентами II курса кафедры сценических искусств «Кукушат» Анатолия Приставкина.
В программке к спектаклю есть подзаголовок – «Жалобная песнь для успокоения сердца». Но во время спектакля сердце не только не могло успокоиться, а сжималось до боли. Зрители следили за историей «кукушат», детей так называемых «врагов народа», помещенных в специальный детский дом, едва сдерживая слезы.
Сегодняшние молодые ребята, к счастью, не знавшие того страшного времени, сумели не сыграть, а воистину прожить страшные события повести. Поначалу сбитые в стаю, никому не нужные и заброшенные оборванцы, не знающие ни роду, ни племени, по ходу действия меняются, начиная вспоминать, думать,что-то понимать.
Главный герой Сергей Кукушкин у Макара Морозова – неотесанный, грубоватый, но очень обаятельный парень, с большими грустными глазами, удивленно смотрящими на открывающийся ему мир. Прекрасно исполнила Анастасия Заболотникова очень трудную роль немой Сандры. Все, даже самые маленькие эпизоды, вплетенные в ткань инсценировки, тщательно простроены – в поезде, в сберкассе, в ресторане и особенно в доме Кукушкиной, которая, чтобы спасти ребят, дала им свою фамилию. Ирина Шевалдина играет молодую женщину с перебитым в тюрьме позвоночником, неподвижно, как струна, сидящую в инвалидном кресле, так убедительно, как это не всякая опытная актриса сделала бы.
Поразительна финальная сцена гибели чистых душой и сердцем «кукушат», поднявших бунт, чтобы ценой своих непрожитых жизней отомстить за смерть своего товарища.
Удивительно, чем привлекла слабенькая пьеска Анны Богачевой «За стеклянными дверями» IV выпускной курс Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В.Рахманинова (студенческий театр «Акцент», художественный руководитель П.И.Козодаев, режиссеры А.Волкова и Е.Родионова). И еще более удивительно, что в банальной, мягко говоря, ситуации пьесы трое молодых актеров – А.Хребтов, А.Волкова и Э.Баранова – существуют достаточно достоверно.
Второй спектакль этого театра – «Первокурсники» А.Курейчика в постановке Э.Барановой – это современная история о взаимоотношениях молодых людей – о первой любви, первой близости, первых ошибках.
При Дворце культуры «Знамя труда» уже 8 лет живет и работает Детская образцовая театральная студия «Кавардак» (руководители Валерия Новикова и Елена Ломакина). В студии занимается более 40 детей и подростков в возрасте от 6 до 23 лет. Старшие опекают малышей, помогают шить костюмы, своими руками изготавливают детали реквизита и декорации. Спектакли театральной студии «Кавардак» адресованы и маленьким, и взрослым зрителям.
В них затрагиваются темы любви, взаимопонимания, будущего. На фестивале были показаны два спектакля этой студии – «Дети времени» по рассказам Р.Брэдбери и «Сказ о Федоте-стрельце» Л.Филатова.
Осваивая крайне сложный материал Брэдбери, режиссеры В.Новикова и Е.Ломакина пытаются рассказать о будущем, которое еще можно изменить, сделать его лучше и добрее.
Выразительная и очень функциональная сценография, экспрессивное музыкальное оформление, внятное существование юных актеров вызывают у зрителя сочувствие и соучастие.Спектакль «Сказ о Федоте-стрельце» поставлен В.Новиковой. Этот всем известный сюжет продолжает быть актуальным, злободневным и уморительно смешным. Зрелище яркое, все ребята очень естественны, и в массовых, и в лирических сценах каждый имеет «свое лицо». Особенно хочется отметить актерскую работу Александра Страйкова – Царя, который вызывает не только жалость, но и симпатию, хотя нелеп и смешон.
По итогам фестиваля «Виват, театр!» жюри вынесло следующее решение:
Присудить премии участникам фестиваля в номинациях: «Лучший актерский ансамбль» – Народной театральной студии «Ренессанс», спектакли «Синяя птица» и «Кин IV»; «Лучшее режиссерское решение» – Наталье Беляковой за постановку спектакля «Кукушата», Учебный театр Тамбовского университ
Макарова Элеонора

Made on
Tilda