г. Тамбов, ул. Астраханская, 2а
75-73-94
Тамбовский молодёжный театр
Проект предполагает расширение и систематизацию представлений о Театре как социокультурном институте и явлении искусства. Пусть вас не смущает слово «азбука» в заглавии. Оно означает здесь те объективно необходимые и важные знания в области театра, которые помогут вам лучше понимать его историю и современное состояние. Общее толкование какого – либо термина или фразеологического выражения будет дополнено примерами из жизни и творческой деятельности ТМТ. Надеемся, что будет интересно!

Ну и первым словом а нашей азбуке станет слово театр!
Театр – (от греч. theatron – место для зрелищ – зрелище) – 1.Один из видов искусства, в котором отражение жизни достигается средствами сценического представления в процессе игры актера перед публикой; 2.Помещение, здание со сценой и зрительным залом, в котором устраивают представление; 3.Совокупность драматических произведений какого – либо писателя или направление театральной школы.
В театре актеры перевоплощаются в героев действия и воссоздают искусственную (сценическую в отличие от объективной) реальность.
Театр – зрелищный вид искусства, синтезирующий различные художественные явления – литературу, музыку, хореографию, вокал, кинематографию, изобразительное искусство и другие, и обладающий собственной спецификой: отражение реальной действительности происходит посредством драматургического действия.
Театральное представление складывается из текста пьесы, работы режиссера, актера, художника, композитора и тех, кто шьет костюмы, изготавливает предметы реквизита, устанавливает свет, встречает зрителей… Особое внимание в современном театре уделяют техническому оснащению и спецэффектам.
Классические виды театрального искусства: драма, опера, балет. В опере и балете решающая роль принадлежит музыке.
Следующим словом, а вернее словосочетанием в нашей театральной азбуке будет МОЛОДЁЖНЫЙ ТЕАТР!
Молодежный театр – направление театральной деятельности, разновидность театра драмы для детей, юношества и молодежи с универсальными репертуарно-возрастными нормативами. Его специфика состоит в более взыскательном отборе репертуара и обосновании использования тех или иных сценических образно-выразительных средств, жанровом синтетизме, яркости и красочности декораций, весёлой игре со зрителями и многом другом.
Помимо собственно эстетической, досугово-развлекательной и в широком смысле просветительской функций, молодежный театр способствует процессу перехода ребенка в статус взрослого человека. С помощью средств художественной выразительности театр сформировал уникальный механизм нормальной социализации юношества: он помогает ответить на сложные вопросы бытия и сделать нравственный выбор в эмоциональном сопереживании героям драматургических представлений.
Репертуарная система молодежного театра, включающая возрастные категории спектаклей от 0+ до 18+ и далее, способствует сохранению преемственности поколений, духовных и культурных ценностей, формирует размышляющего, неравнодушного зрителя и человека с развитым эстетическим вкусом, способного творить собственное культурное пространство.
И следующим в нашей театральной азбуке будет всем известная фраза - «Театр начинается с вешалки».
Крылатое выражение «Театр начинается с вешалки» приписывается одному из основателей Московского художественного театра Константину Сергеевичу Станиславскому (1863-1938). Но в такой афористической форме оно не встречается ни в его сочинениях, ни в воспоминаниях современников. Истоки обнаруживаем в ответном письме К. С. Станиславского от 23 января 1933г. работникам цеха гардеробщиков МХТ на их приветственный адрес по случаю 70-летия мастера. Выдающийся режиссер пишет: «Наш художественный театр отличается от многих других театров тем, что в нем спектакль начинается с момента входа в здание театра. Вы первые встречаете приходящих зрителей…» (Станиславский К. С., Собр.соч., т.8,М.,1961). Высказывание из письменного источника, первоначально передаваемое устно в театральной среде и театральном окружении, постепенно обрело краткую отшлифованную форму, ныне известную всем, и даже иносказательность. Это позволяет употреблять ее во всех обстоятельствах, когда хотят заметить, что в серьезных делах нет второстепенных явлений и мелочей. Гармоническое ощущение высокой эстетики и предназначения Театра как особого явления искусства и социального института зависит от усилий всех цехов и коллектива работников, в том числе и гардероба. И именно в таком случае возможно достойно ответить на вопрос: чем театр заканчивается.
Все слышали театральную фразу «Не верю»? Итак, давайте сегодня разберем в нашей театральной азбуке, откуда же она пошла.
Фраза «Не верю», ставшая крылатой, принадлежит К. С. Станиславскому. Он произносил её на репетициях при неубедительной игре актёров, когда не удавалась глубина перевоплощения в роли. По воспоминаниям современников, он делал это часто, добиваясь глубины психологизма и интонационной выразительности.
Короткое «Не верю» говорят и современные режиссёры. На Московском международном кинофестивале вручают специальный приз «Верю. Константин Станиславский».
Крылатое выражение, возникшее в театральной среде, со временем перекочевало в другие обстоятельства жизни и получило дополнительные оттенки смысла. Так говорят в том случае, когда в чём – либо сомневаются.
Ну а сегодня в нашей театральной азбуке мы расскажем вам о таких понятиях как структура театра.
Помещения театрального здания делятся на два взаимосвязанных сложных комплекса: сценический и зрительский.
В сценическом комплексе спектакль подготавливают и осуществляют; в зрительском – зрителей принимают, обслуживают, создают наилучшие условия восприятия представления.
Ядро демонстрационного комплекса – сцена; ядро зрительской части – зрительный зал.

Театральная сцена – основная часть театрального здания, примыкающая к зрительному залу, замкнутая коробка с игровой площадкой.
В истории театра сложились две системы организации театрального действия.
Первая, идущая от античности, объединяет зрителей и театральное действие в объеме единого зрительного зала: вокруг сценической площадки, расположенной в центре, размещают зрителей. Предусмотрено устройство для выхода актеров.
Вторая система имеет иную структуру организации театрального пространства, восходит к ренессансу и возникла в Италии. Особенность состоит в том, что сцена отделена от зрительного зала специальной рамой, называемой порталом, проём которого закрывается занавесом. Действие происходит за ним на глубинной части сцены и воспринимается как зрелище. Этот тип сцены со временем стал преобладающим. Первое специализированное здание театра построено в итальянском городе Ферраре в 1528 году.
Продолжаем разговор о структуре театра в нашей театральной азбуке! И сегодня мы поговорим о очень важном сейчас для нас месте о зрительном зале. Почему важном? Потому, что прямо сейчас в театре продолжаются работы по преображению нашего зрительного зала, а уже через пару дней к нам приедут замечательные новые кресла прямо с фабрики из города Краснодара! Но об этом отдельно следите в наших новостях, а пока разбираем, что же такое зрительный зал в театре.
Построение зрительного зала тесно связано со сценой и принятой организацией сценического действия.
Требования к зрительному залу – максимальный комфорт для всех зрителей; обеспечение хорошей видимости и слышимости.
Различают два основных типа зрительного зала: ярусный и амфитеатральный. В театрах вместимостью до 600 мест используют амфитеатральный тип, для театров большой вместимости – ярусный или балконный.
Продолжаем рассказ о структуре театра и сегодня мы поговорим о таком пространстве как камерный зал!
Камерный зал (камерная сцена) – небольшое по масштабу помещение в театре, предназначенное для показа представлений ограниченному количеству зрителей. Из практики театральной работы: самые большие камерные залы имеют 150 - 200 кресел, расположенных амфитеатром.За счёт таких залов расширяется общее постановочное пространство, появляется возможность эксперименальной деятельности и реализации социокультурных проектов.
Репертуар камерного зала имеет свои особенности. Он рассчитан для малых жанровых форм и небольшого количества участвующих актёров.
Камерный зал «Молодёжки» вмещает 50 – 60 зрителей. Здесь идут детские и взрослые спектакли, проходят литературно – музыкальные вечера, художественно - образовательные занятия с детьми перед каждым детским спектаклем, работают передвижные выставки и многое другое.
Мы продолжаем путешествие по театру вместе с проектом «Театральная азбукa». В этом путешествии никак нельзя обойти и театральный занавес.
Волшебство театра, пожалуй, начинается с занавеса. Его полотнище закрывает сцену в зрительном зале. Акценты смысла в спектакле зритель должен обнаружить уже в положении занавеса перед его началом: открыт он или закрыт. Стоит подумать о том, почему в одних обстоятельствах перед началом занавес закрыт, а в других – открыт. Его перемены в таком случае имеют значение, что вполне закономерно для искусства театра, условного по своей природе. Итак, внимательно посмотрим на занавес, по крайней мере, когда в следующем сезоне придём в театр.
Занавесы шьют из плотной ткани на плотной подкладке, собирают в складки, украшают эмблемой театра (например, знаменитая чайка в МХТ) или широкой бахромой, подшитой снизу. В большинстве театров – занавесы без эмблемы и без бахромы. Красота ткани, пластика складок, их струящаяся поверхность и переливы в свете люстр сами по себе создают выразительный эффект и достаточно сильный эмоциональный пафос.
Занавес подвешивают с внутренней стороны портальной рамы, а сверху на всю его ширину прикрепляют еще один - совсем короткий, горизонтальный, называемый арлекином, – для завершения общей торжественности композиции.
Есть много разновидностей занавеса: поднимающиеся, раздвигающиеся, подбирающиеся по диагонали к углам зеркала сцены (греческий). Предусмотрен даже антрактный занавес для больших сцен. Зрителю важно знать, что все современные занавесы сшиты из негорючих тканей и надежно перекрывают огонь в чрезвычайной ситуации.
Движение занавеса в известном смысле поддерживает структуру спектакля, подчёркивает церемониальные традиции театрального искусства, позволяет сделать невидимым процесс перемены декораций, охраняет сценические тайны, в непредвиденных случаях спасает ситуацию.
В «Молодёжке» - раздвигающийся занавес из тёмно-зелёного крепа с арлекином и боковыми подхватами с кистями, что придаёт завершённость всей конструкции. Оттенок зелёного органически сочетается с оттенком цвета стен и создаёт единое комфортное пространство зрительного зала.
Продолжаем нашу рубрику "Театральная азбука". И сегодня мы попробуем ответить на вопрос, так кто же в театре главнее? Вопрос непростой…Может быть, директор, как и во многих учреждениях? Или художественный руководитель, погружённый в поиск репертуарного шедевра и его сценической формы, доселе не известной театральному миру? Кто – то с уверенностью скажет: актёры, - и будет по-своему прав. В театре есть ещё много служителей, без которых итоговый результат, т.е. постановка спектакля, невозможна: сценаристы, художники по костюмам и декорациям, гримёры, музыканты, осветители. Это и большая группа персонала отдела кадров и бухгалтерии, операторы информационно-технического обеспечения, билетные кассиры, работники хозяйственной части и другие. Надо сразу сказать, что все они – в той или иной степени - творческие люди, и в совокупности несут ответственность за всё, что происходит на сцене перед зрителями.
Однако возглавляют всю работу в структуре театра два человека: директор и главный режиссёр. Их полномочия определены в Постановлении правительства от 25.03.1999 года № 329 «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации».
Постановление предлагает два возможных варианта руководства деятельностью театра: разделение обязанностей на 2 лица, директора и художественного руководителя, и допускает единоначалие - директор и худрук в одном лице. В каждом случае это должно быть отражено в Уставе конкретного театра.
В большинстве театров России распространена практика разделения должностных полномочий. Выстраивать всю работу максимально успешно и интересно помогают взаимопонимание руководителей и определение приоритетов каждого, творческая взаимная поддержка и ответственность за результаты.
В Тамбовском молодёжном театре административно-творческие функции осуществляет директор, художественно-творческие - художественный руководитель. Правильно выстроенная координация их действий помогла создать в «Молодёжке» самое главное – доминанту творческой атмосферы и доверие людей друг к другу.
Сегодня в театральной азбуке мы расскажем вам о таком понятии, как театрально - производственный комплекс.
Работа по постановке спектакля состоит не только из репетиций, но включает выполнение большого комплекса прикладных задач, необходимых для осуществления замысла. Зритель видит на сцене результат деятельности, без преувеличения, всех структурных подразделений театра. В этих подразделениях мы и побываем. Экскурсия называется: «Производственный комплекс театра, или Закулисье».
Сочетание «производственный комплекс» имеет несколько фабрично-заводской оттенок, непривычный для условий высокого искусства. Но он точно характеризует наличие реального процесса производства декораций, бутафории, реквизита, костюмов, спецэффектов и многого другого для спектакля, вполне материального и планового, требующего финансирования и отчетности. А вот «Закулисье» поможет нам попасть в волшебный мир удивительных преобразований и превращений элементарных материй в требуемые объекты и предметы, правда, не одним движением руки.
Производственный комплекс театра – совокупность театральных цехов, в которых создают все сценические объекты для спектакля, в том числе свето- и звукотехника. Общий перечень цехов включает: декорационный, реквизиторский, пошивочный, костюмерный, бутафорский, столярный, слесарный, живописный, светотехнический, звукотехнический, машинный, монтировочный, постижёрный (парикмахерский), гримёрный. В зависимости от специфики театра добавляют и другие. Такое количество отдельных цехов характерно, прежде всего, для больших театральных учреждений, каковыми являются, к примеру, Большой театр в Москве и Мариинский в Петербурге. В театрах меньшего размера цехов меньше, но общий функционал остаётся всегда без изменения и перераспределяется по другим цехам.
Для того, чтобы цеха начали работу, режиссёрской группой подготавливается специальный документ – выписка из постановки, в которой содержится перечень принадлежностей и необходимых материалов для готовящегося спектакля. После соответствующих согласований мастера приступают к работе, в которой как раз много изобретательности и волшебства. Об этом – в следующей экскурсии...
Сегодня в проекте «Театральная азбука» мы посетим производственные цехи Тамбовского молодёжного театра.
Они размещены в той его части, которую мы условно назвали «Закулисье», и которая для зрителя обычно закрыта. Причина недоступности не в её штатной «засекреченности», а в том, что всякое производство включает специальное оборудование, склады и хранилища, разные дополнительные механизмы и приспособления и многое другое. В нашем театре всё это вынесено за пределы зрительского пространства в специальные ангары во дворе, подсобки в цокольном этаже и в сопредельные со сценой помещения.
Мы назвали цехи «производственными», и это правильно. Теперь уточним их общее направление: это художественное производство, решающее задачи конкретной постановки, от которой всегда ждут впечатляющего и незабываемого зрелищного эффекта. В «Молодёжке» все художественно – производственные функции номинально распределены в следующие цехи: столярный, пошивочный, костюмерный, бутафорский, реквизиторский, художественно - декорационный, постижёрно - гримёрный, светотехнический, звукотехнический, монтировочный, есть своя студия звукозаписи.
В этих цехах трудятся люди с изобретательным воображением, которых зрители никогда не видят, но успех спектакля во многом зависит от их образного мышления, профессионального мастерства, умения представить сценический объект в предполагаемом для изготовления материале. С широкой душой, хорошим вкусом и чувством времени, они сделают всё, что задумают художники- постановщики в полёте своей фантазии. Невозможно в коротком очерке рассказать, как это происходит в каждом цехе и в каждом конкретном случае, приведём лишь отдельные примеры волшебных преобразований.
Зрителя завораживают деревенька близ хутора Диканьки в морозную ночь перед Рождеством из грубой холщёвой ткани, мочала, дерева и картона, средневековые костюмы времён короля Лира из искусственных тканей, металла и фанеры, роскошные венецианские декорации в технике объёмной фотопечати для «Хозяйки гостиницы», движущиеся ширмы- декорации в «Пиковой даме»… Поражают художественной выдумкой детские спектакли. Шумы, музыка, спецэффекты и световые мозаики концентрируют смыслы постановки и её общее впечатление. «…Возвышающий обман»( цитата из А.С.Пушкина) никого не смущает. Талантливое его исполнение не привлекает досужего внимания, но остаётся в душе блистательным ощущением правды всего происходящего на сцене! Теперь предстоит убедиться в этом и прийти на спектакль.
И анекдот для завершения темы.Однажды К.С.Станиславского попросили прочесть фрагмент его роли в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад» в настоящем вишнёвом саду для записи на камеру. Он отказался: «Очень трудно играть с живыми деревьями».
Путешествуя в проекте «Театральная азбука», мы систематизировали знания о театре и пополняли их. Настало время рассказать о тех людях, которые действуют на сцене во время спектакля непосредственно перед зрителями. Их профессия - актёр. Так написано и в документе об окончании театрального образовательного учреждения.
Слово «актёр» произошло от французского acteur, что в буквальном переводе означает «тот, кто действует», следовательно, актёр изначально - профессиональный исполнитель роли в театральных представлениях на сцене. С появлением кино профессия успешно освоила и этот вид искусства.
Близким, но не совпадающим по значению, слову «актёр» является понятие «артист». Оно тоже французского происхождения, но с латинским корнем art, что значит «искусство». Артист – лицо, ведущее свою деятельность в сфере искусства, имеющее отношение к искусству. В далёкие времена этим термином обозначали художников, скульпторов, даже поваров. Артист – понятие более широкое: человек искусства вообще. Так называют эстрадных исполнителей и музыкантов симфонических оркестров, профессиональных исполнителей в танцевальных ансамблях, служителей цирка, ведущих концертных программ и многих других. Таким образом, артист – не всегда актёр. Но актёр, работающий в театральном искусстве, безусловно, может быть назван артистом.
Кроме того, это слово употребляется при оценке мастерства высокой степени всех деятелей искусства: «Заслуженный артист Российской Федерации», «Народный артист России». Эти почётные звания получают и актёры драматических театров. Тогда в их представительских характеристиках часто употребляется слово «артистизм» как свойство таланта и тонкое владение искусством перевоплощения на сцене.
В труппе Тамбовского молодёжного театра 33 актёра. Большинство из них – выпускники кафедры сценических искусств Тамбовского государственного университета имени Г.Р.Державина. Будучи студентами, они уже участвовали в постановках «Молодежки». И остались на её сцене. Небольшая группа опытных мастеров во главе с Народным артистом Ю.В.Томилиным помогает молодёжи удерживать уровень мастерства, тон, стиль и лицо нашего театра. ТМТ – Талант Множит Талант!
В прошлой нашей встрече мы вплотную подошли к пониманию того, что в театре основное действующее лицо – актёр, он играет роли в пьесах различных жанров, изображая героев разных исторических периодов от античности до наших дней. Как и многие другие профессии, профессия актёра прошла долгий путь от организационного становления, иерархического структурирования к социальной востребованности. Одним из результатов этих процессов стало разделение актёров на амплуа.
Разграничение драматических жанров в античном театре на 2 вида – трагедию и комедию – естественным образом поделило всех актёров на трагиков и комиков. Их переход из одного жанра в другой не допускался, так был сделан первый шаг к появлению амплуа.
Амплуа – (фр. emploi – «роль; должность, место; занятие») – 1.Определённый род ролей, соответствующих внешним и внутренним данным актёра; 2.Стереотип характера, который переходит из пьесы в пьесу. Европейская система амплуа, как свод правил актёрской игры, сложилась в эпоху классицизма(18век). Согласно этой системе, актёр, претендующий на определённую роль, должен обладать соответствующими данными (рост, сложение, тип лица, темперамент, тембр голоса, интонационные возможности, общая пластика и другое). Каждому амплуа соответствует и своя линия поведения на сцене. Можно сказать и так: амплуа – это роли, которые больше всего соответствуют типажу актёра, его специализация.
Конкретный набор амплуа, их названия изменялись в разные исторические эпохи. В России Роспись амплуа для актёров Императорской театральной труппы своей рукой составила Екатерина Великая в 1766 г. В неё вошли: трагические любовник и любовница, комические любовник и любовница, благородный отец, комический отец, слуги и служанки, наперсники и наперсницы, резонёр, подъячий, старуха. В начале 19 века к этому списку добавили щёголя, простака, кокетку, инженю (юная, наивная, непорочная девушка). Из итальянских комедий дошли шут, субретка (комедийный персонаж бойкой служанки, помогающей господам), травести (актёр, актриса, играющие роли противоположного пола с соответствующим переодеванием), лирическая героиня, статисты. В советское время сложился типаж социального героя. Но всё это вместе взятое, конечно, ещё не полный список амплуа.
Противниками амплуа в начале 20-го века выступили К.С.Станиславский и М.П.Чехов. В книге «Работа актера над собой» великий режиссёр заметил: «Не по амплуа нужно различать актёров, а по их внутренней сущности». И с этим трудно поспорить. Хорошие актёры могут справиться со многими, различными по типу, ролями, а их индивидуальность ценится превыше всего. Поэтому в современном театре система амплуа существует в значительно изменённом виде.
Дорогие зрители! Сегодня в «Театральной азбуке» предлагаем вашему вниманию очень важный театральный термин «репертуар» и, конечно, все, что с ним связано,
Репертуар - (от французского repertoire, восходящему к старолатинскому repertorium, – «список», «опись») - 1.Совокупность пьес, идущих на сцене в определенный промежуток времени; 2.Совокупность ролей, исполняемых актёром.
За долгое время существования театра от античности до нашего времени постепенно сложился грандиозный список драматургических произведений (мировой репертуар), из которого можно выбирать пьесы для постановки на сцене и сегодня. Этот обширный репертуар можно разделить на условные подразделения в зависимости от принципа классификации.
По степени использования эстетических принципов, провозглашённых эпохой Возрождения в период формирования европейского театра, закреплённых в 18 веке и обогащённых в 19 – 20 веках, репертуар можно разделить на классический и новый. Возрастные разграничения делят его же на детский, подростковый и взрослый. По видам искусства – оперный, музыкальный, танцевальный, эстрадный и т.д. По жанрово – стилистическим признакам – драматический (включая трагедию), комедийный, сатирический, романтический, сказочный, абсурдистский, в советское время – производственный, - можно продолжать ещё и ещё, особенно в направлениях развития современного авторского и режиссерского театров.
Репертуар конкретного театра зависит от многих факторов: в столице он или в провинции; «взрослый» или молодёжный; опыт работы и общий уровень мастерства в труппе; наличие «местных» авторов; культурные традиции в регионе; взаимодействие с общероссийской театральной средой; умение просчитывать риски и маневренность. Самое важное – чувство времени в исполнении своей миссии и общая эстетика, которую созидает театр и которой придерживается как манифеста искусства. Поэтому главный вопрос перед началом работы над любой постановкой, – какое произведение сегодня надо преподнести зрителю, как и о чём говорить со зрителем со сцены…
Made on
Tilda