В прошлой нашей встрече мы вплотную подошли к пониманию того, что в театре основное действующее лицо – актёр, он играет роли в пьесах различных жанров, изображая героев разных исторических периодов от античности до наших дней. Как и многие другие профессии, профессия актёра прошла долгий путь от организационного становления, иерархического структурирования к социальной востребованности. Одним из результатов этих процессов стало разделение актёров на амплуа.
Разграничение драматических жанров в античном театре на 2 вида – трагедию и комедию – естественным образом поделило всех актёров на трагиков и комиков. Их переход из одного жанра в другой не допускался, так был сделан первый шаг к появлению амплуа.
Амплуа – (фр. emploi – «роль; должность, место; занятие») – 1.Определённый род ролей, соответствующих внешним и внутренним данным актёра; 2.Стереотип характера, который переходит из пьесы в пьесу. Европейская система амплуа, как свод правил актёрской игры, сложилась в эпоху классицизма(18век). Согласно этой системе, актёр, претендующий на определённую роль, должен обладать соответствующими данными (рост, сложение, тип лица, темперамент, тембр голоса, интонационные возможности, общая пластика и другое). Каждому амплуа соответствует и своя линия поведения на сцене. Можно сказать и так: амплуа – это роли, которые больше всего соответствуют типажу актёра, его специализация.
Конкретный набор амплуа, их названия изменялись в разные исторические эпохи. В России Роспись амплуа для актёров Императорской театральной труппы своей рукой составила Екатерина Великая в 1766 г. В неё вошли: трагические любовник и любовница, комические любовник и любовница, благородный отец, комический отец, слуги и служанки, наперсники и наперсницы, резонёр, подъячий, старуха. В начале 19 века к этому списку добавили щёголя, простака, кокетку, инженю (юная, наивная, непорочная девушка). Из итальянских комедий дошли шут, субретка (комедийный персонаж бойкой служанки, помогающей господам), травести (актёр, актриса, играющие роли противоположного пола с соответствующим переодеванием), лирическая героиня, статисты. В советское время сложился типаж социального героя. Но всё это вместе взятое, конечно, ещё не полный список амплуа.
Противниками амплуа в начале 20-го века выступили К.С.Станиславский и М.П.Чехов. В книге «Работа актера над собой» великий режиссёр заметил: «Не по амплуа нужно различать актёров, а по их внутренней сущности». И с этим трудно поспорить. Хорошие актёры могут справиться со многими, различными по типу, ролями, а их индивидуальность ценится превыше всего. Поэтому в современном театре система амплуа существует в значительно изменённом виде.
Дорогие зрители! Сегодня в «Театральной азбуке» предлагаем вашему вниманию очень важный театральный термин «репертуар» и, конечно, все, что с ним связано,
Репертуар - (от французского repertoire, восходящему к старолатинскому repertorium, – «список», «опись») - 1.Совокупность пьес, идущих на сцене в определенный промежуток времени; 2.Совокупность ролей, исполняемых актёром.
За долгое время существования театра от античности до нашего времени постепенно сложился грандиозный список драматургических произведений (мировой репертуар), из которого можно выбирать пьесы для постановки на сцене и сегодня. Этот обширный репертуар можно разделить на условные подразделения в зависимости от принципа классификации.
По степени использования эстетических принципов, провозглашённых эпохой Возрождения в период формирования европейского театра, закреплённых в 18 веке и обогащённых в 19 – 20 веках, репертуар можно разделить на классический и новый. Возрастные разграничения делят его же на детский, подростковый и взрослый. По видам искусства – оперный, музыкальный, танцевальный, эстрадный и т.д. По жанрово – стилистическим признакам – драматический (включая трагедию), комедийный, сатирический, романтический, сказочный, абсурдистский, в советское время – производственный, - можно продолжать ещё и ещё, особенно в направлениях развития современного авторского и режиссерского театров.
Репертуар конкретного театра зависит от многих факторов: в столице он или в провинции; «взрослый» или молодёжный; опыт работы и общий уровень мастерства в труппе; наличие «местных» авторов; культурные традиции в регионе; взаимодействие с общероссийской театральной средой; умение просчитывать риски и маневренность. Самое важное – чувство времени в исполнении своей миссии и общая эстетика, которую созидает театр и которой придерживается как манифеста искусства. Поэтому главный вопрос перед началом работы над любой постановкой, – какое произведение сегодня надо преподнести зрителю, как и о чём говорить со зрителем со сцены…