Версия для слабовидящих

75-73-94

г. Тамбов,

ул. Астраханская, 2а

tmt@tmt-tambov.ru



Статья Марии Майсейчик в «Тамбовском курьере» №5 от 2 февраля 2016

Утро за кулисами

Мы продолжаем проект «Один день из жизни…» На этот раз журналист «ТК» отправился в Тамбовский молодёжный театр

− Платья, платья, куда ни кинешь взгляд, всюду платья. Они висели бесконечными рядами, сотнями, одно за другим: тяжелая сверкающая парча, легкие облачка тюля и лебяжьего пуха, набивной шелк разных цветов и черный, как ночь, бархат.

Повсюду мерцали разноцветные блестки, перемигиваясь короткими вспышками, словно огни маяка, − на ум приходит только эта цитата из любимой книги детства о Муми‐троллях.

Вот наряд фрейлины из «Обыкновенного чуда» и платье принцессы оттуда же, яркое одеяние «Хозяйки гостиницы», масленичная юбка русской барыни, шубы Деда Мороза и Снегурочки – с каждым костюмом встречаешься, как со старым другом, а в памяти всплывают чарующие моменты знакомства.

Из пучины воспоминаний, когда и при каких обстоятельствах ваша покорная слуга посетила тот или иной спектакль или представление, выдергивают слова «Пройдемте дальше».

За кулисами

Утро субботнего дня началось в Тамбовском молодежном театре. Пустой гардероб, пустые кресла зрительного зала, пустые лестницы и переходы. С первого взгляда ни за что не догадаешься, что на втором этаже за красной шторой кипит бурная работа.

Спустя пару часов юные зрители станут наблюдать за приключениями Незнайки и его друзей, а пока костюмы Винтика и Кнопочки, Гусли и Знайки, Тюбика и Доктора Пилюлькина ожидают назначенного времени у гримерных. Заведующая театральной костюмерной Валентина Бетина, которая сегодня исполняет роль моего экскурсовода по ТМТ, внимательным взглядом окидывает стойку, прежде чем вернуться в кабинет.

«Приключения Незнайки» − спектакль, сыгранный неоднократно и полюбившийся тамбовской детворе, наверное поэтому за кулисами в субботнее утро царит не волнение, а уверенная деловитость. Пока настраивают звук и свет, на сцене вырастают гигантские колокольчики и ромашки – Цветочный город для малышей‐коротышей.

За сценой параллельно с текущими спектаклями же готовятся и к предстоящей премьере – «Шуту Балакиреву». Xудожники‐декораторы Ирина Беренштейн и Наталья Дьякова под большим секретом разрешают мне взглянуть на эскизы будущих декораций. На рисунках угадывается пристань и карта Петербурга. В подвале над большинством деталей декорации уже идет работа.

− Работа у нас не просто творческая: мы еще и исследователи, − рассказывает Ирина Беренштейн, − Например, скажет режиссер, что нужно изготовить корону, а мы смотрим, о какой эпохе идет речь, о какой стране. Ищем аналогии, думаем, из каких материалов изготовить. Вот сейчас, к примеру, изучаем время Петра Первого.

Сейчас Ирина Леонидовна шьет кожаный мешок. Он предназначен для одного из персонажей будущего спектакля. Невзрачная холстинка в будущем станет царским указом, пока же об этом напоминает только стопка листов с фотографиями документов петровских времен. Предстоит изготовить из соленого теста печать и написать текст. Такие мелкие детали, конечно же, вряд ли можно увидеть даже из первого ряда, но, как признаются художники, прочувствовать атмосферу нужно не только зрителям, но и актерам. А значит, на помощь нужно призвать и тщательность, и фантазию.

− Все костюмы, декорации и реквизит мы готовим здесь, в театре, собственными руками, − рассказывает ее коллега Наталья Дьякова. – Иногда идея, как изготовить тот или иной предмет, приходит в голову сразу же, а иногда нужно поразмышлять не один и не два дня.

Зато результат стоит потраченного на раздумья времени. К примеру, можно было бы и просто украсить сцену искусственными цветами, но декораторы пошли дальше. Дымка из органзы вокруг соцветий и кристальные «капельки» вблизи, может, не похожи на росу и туман, зрителям, сидящим в зале, они кажутся больше, чем настоящими. Они становятся частью «сценического волшебства».

− Московские критики отмечали, что в постановке «Xозяйка гостиницы» нам удалось передать эту воздушную атмосферу, − с гордостью говорит Наталья Дьякова.

Пластиковые утюги с хитроумной подсветкой, золотой сервиз из папье‐маше, бархатные подушки с очень похожими на настоящие драгоценностями, ружья, шпаги, бумаги, которые можно порвать и «склеить» в мгновение ока, соседствуют на полках со вполне обыденными бокалами, подносами, букетами, часами. Возьмешься за иной предмет и задашься вопросом: вот как можно было такое придумать? Ирина Беренштейн смеется: «Здесь все талантливы».

Афина из подземелья

И словно в подтверждение этих слов спускаемся в подвал. В темном прохладном помещении, среди старых декораций и картин творится искусство, не меньшее, чем на сцене этажом выше. Горделиво подняв голову, в доспехах и с копьем из глубины подвала виднеется Афина Паллада. Над метровой скульптурой для постановки «Шута Балакирева» «колдует» молодой человек по имени Алексей. По признанию мастера, в театр он пришел для того, чтобы монтировать декорации, однако жажда творчества оказалась сильнее.

− У нас никто не стоит в стороне, − говорит мне костюмер Валентина Бетина. – Когда готовим к спектаклю новые костюмы, работы очень много. Конечно, помогаем швеям.

Пока в швейной мастерской пустынно: висят костюмы для починки и разложены отрезы кремовой узорчатой ткани. Кипой у окна сложены эскизы нарядов героев «Шута Балакирева» – роскошное платье императрицы и более скромные одеяния ее фрейлин.

− Перед самой премьерой переходим на, можно сказать, круглосуточный режим работы, − слышу я голос Натальи Дьяковой. – Всегда есть хорошие идеи, которые приходят в процессе.

В преддверии новой постановки сцена может превратиться в гигантский мольберт, на котором общими усилиями рисуется задний фоновый занавес. Работать нужно максимально оперативно, ведь никто не отменяет привычных утренних и вечерних постановок и репетиций. К слову о постановках, утренние часы пролетают удивительно быстро, и в фойе театра уже слышны детские голоса. Не испугавшаяся слякоти и простуд ребятня спешит в зрительный зал, чтобы увидеть героев любимой сказки на расстоянии вытянутой руки и самим побывать в Цветочном городе.

Послесловие

Тысячу раз был прав Константин Станиславский, утверждая, что «театр начинается с вешалки». Но он не сказал, что театр продолжается в плотницкой и костюмерной, в мастерских и прачечных. От игры актеров, мастерства режиссера зависит немало, но теперь я знаю точно, что сказка создается многими руками.

Мария МАЙСЕЙЧИК