В прошлой нашей встрече мы вплотную подошли к пониманию того, что в театре основное действующее лицо – актёр, он играет роли в пьесах различных жанров, изображая героев разных исторических периодов от античности до наших дней. Как и многие другие профессии, профессия актёра прошла долгий путь от организационного становления, иерархического структурирования к социальной востребованности. Одним из результатов этих процессов стало разделение актёров на амплуа.
Разграничение драматических жанров в античном театре на 2 вида – трагедию и комедию – естественным образом поделило всех актёров на трагиков и комиков. Их переход из одного жанра в другой не допускался, так был сделан первый шаг к появлению амплуа.
Амплуа – (фр. emploi – «роль; должность, место; занятие») – 1.Определённый род ролей, соответствующих внешним и внутренним данным актёра; 2.Стереотип характера, который переходит из пьесы в пьесу. Европейская система амплуа, как свод правил актёрской игры, сложилась в эпоху классицизма(18век). Согласно этой системе, актёр, претендующий на определённую роль, должен обладать соответствующими данными (рост, сложение, тип лица, темперамент, тембр голоса, интонационные возможности, общая пластика и другое). Каждому амплуа соответствует и своя линия поведения на сцене. Можно сказать и так: амплуа – это роли, которые больше всего соответствуют типажу актёра, его специализация.
Конкретный набор амплуа, их названия изменялись в разные исторические эпохи. В России Роспись амплуа для актёров Императорской театральной труппы своей рукой составила Екатерина Великая в 1766 г. В неё вошли: трагические любовник и любовница, комические любовник и любовница, благородный отец, комический отец, слуги и служанки, наперсники и наперсницы, резонёр, подъячий, старуха. В начале 19 века к этому списку добавили щёголя, простака, кокетку, инженю (юная, наивная, непорочная девушка). Из итальянских комедий дошли шут, субретка (комедийный персонаж бойкой служанки, помогающей господам), травести (актёр, актриса, играющие роли противоположного пола с соответствующим переодеванием), лирическая героиня, статисты. В советское время сложился типаж социального героя. Но всё это вместе взятое, конечно, ещё не полный список амплуа.
Противниками амплуа в начале 20-го века выступили К.С.Станиславский и М.П.Чехов. В книге «Работа актера над собой» великий режиссёр заметил: «Не по амплуа нужно различать актёров, а по их внутренней сущности». И с этим трудно поспорить. Хорошие актёры могут справиться со многими, различными по типу, ролями, а их индивидуальность ценится превыше всего. Поэтому в современном театре система амплуа существует в значительно изменённом виде.