Продолжаем нашу работу в проекте «Театральная азбука». Сегодня раскроем некоторые подробности амплуа травести. Существует ряд ролей в произведениях мировой драматургии для амплуа травести: в комедии В. Шекспира «Двенадцатая ночь» - Виола и Себастьян; комедии К. Гольдони «Слуга двух господ» - Беатриче; романтической драме М. Метерлинка «Синяя птица» - Тильтиль и Митиль; комедии А. Глазкова «Давным –давно» - Шурочка Азарова и других. В этом амплуа прославились выдающиеся актёры: Я.Жеймо (Золушка), Л. Голубкина (Шурочка Азарова), В. Сперантова (многие роли мальчиков), Г Милляр (Баба Яга), А.Колягин и О.Табаков (роли возрастных дам) и, конечно, итальянская актриса Дж.Мазина, получившая прозвище «Чаплин в юбке». Травести требует особых психофизических данных, прежде всего, для актрис: небольшого роста, органических способностей к адаптации одежды и поведения противоположного пола.
Существует ли в наше время амплуа травести? Сегодня театр ориентируется на характерного актёра, которому под силу сыграть всё, – от Буратино, Бемби, Тома Сойера - до короля Лира и Бальзаминова. В таком случае амплуа травести составляет часть его артистического дарования. Современные режиссёры используют приёмы эстетики травести для решения определённых художественных задач постановки. Один из ярких примеров – перформанс В.Фокина по повести Н. Гоголя «Шинель» в московском театре «Современник». Главную роль Акакия Башмачкина сыграла М. Неёлова. В её исполнении – это существо, обезличенное жестокой действительностью.
В «Молодёжке» актёры играют все роли детского, подросткового и взрослого репертуаров. Один и тот же актёр на дневном спектакле может быть волком, утёнком, Красной Шапочкой, поросёнком и ещё много кем, а вечером выходить на сцену в облике короля Лира, Пиковой дамы, Мирандолины… Молодым артистам (таковых большинство в труппе) подвластно многое. Каждая роль – это открытие и развитие своих возможностей. Все амплуа и роли когда – то начинали осваивать молодые и неопытные, постепенно обретая право играть великие роли. «Театр – это дело молодых» (режиссёр Анатолий Эфрос) !