Версия для слабовидящих

75-73-94

г. Тамбов,

ул. Астраханская, 2а

tmt@tmt-tambov.ru



«Театральная азбука» не может считаться изученной и  усвоенной без понимания того, что происходит сегодня  в  жанровой системе современного театра.
Жанровая система театра от времени зарождения  и до наших дней насчитывает более двух тысяч лет. Её эволюция, медленная в самом начале,   была настроена на сохранение строгой упорядоченности  составляющих ее  основных элементов, прежде всего, трагедии, комедии  и драмы. Динамика изменений постепенно нарастала  и достигла сегодня состояния, нацеленного на разрушение жанровых ожиданий.
Театр конкурирует с кино, телевидением, интернетом, интегрирует со многими видами искусства, движется в сторону усложнения форм, углубления смыслов и расширения пространства за счёт минимализма условно – символической образности. Не будет слишком сильным преувеличением сказать, что каждый режиссёр – постановщик в наше время  стремится преодолеть притяжение классических жанров, чтобы вывести свой спектакль, фигурально говоря, на новую жанровую орбиту. Он сам придумает название той сценической форме, которая подсказана ему художественной интуицией, предлагая зрителю условия игры, которые он, зритель, должен понять. Тогда возникает вопрос о том, каковы прогнозы на перспективы  существования той самой классической системы, которой более двух тысяч лет?
Вопрос сложный. Однако надо признать тот факт, что  эта система, как бы «предчувствуя»  будущие времена, вырабатывала уникальный механизм самосохранения, допустив вариативность сценических форм. В те далёкие времена это означало и  сохранение театра.  Основные жанры, «чистые» первоначально, стали взаимодействовать, что привело к появлению огромного количества промежуточных форм.  Феерически обогащалась комедия в стремлении обрести высокую стилистику( трагикомедя, фарс, комедия положений, комедия характеров, интермедия, пародия, водевиль, скетч, буффонада  и т. д.). Драма  унаследовала  многие свойства трагедии. А.П. Чехов придал драме  оттенки как трагического, так и комического  в раскрытии характеров и смыслов. Психологическая, лирическая, производственная, бытовая, мелодрама – далеко не полный перечень разновидностей этого жанра. Трагедия  - наиболее консервативная художественная форма, которая всегда завершается гибелью главного героя в результате неразрешимого конфликта. Но и она испытала влияние более демократических своих «сестёр» в попытке дать  надежду, уж если не герою, то зрителю. В. Вишневский предложил «Оптимистическую трагедию». Таким образом, процесс, который мы наблюдаем сегодня на театральной сцене, начался давным -   давно. ( Продолжение следует)