Версия для слабовидящих
Виват, театр!" (Тамбов) | Пресса-Виват

75-73-94

г. Тамбов,

ул. Астраханская, 2а

tmt@tmt-tambov.ru



"Виват, театр!" (Тамбов)

"Виват, театр!" (Тамбов)

«Страстной бульвар,10» Выпуск № 5-155 / 2013, Фестивали

В Тамбове проходят многочисленные фестивали, конкурсы, мастер-классы, среди которых особое место занимает фестиваль «Виват, театр!». Он проводится с 2008 года при поддержке администрации города, управления культуры и архивного дела области и Союза театральных деятелей (Тамбовское отделение). В нынешнем, юбилейном, фестивале приняли участие 10 театральных коллективов - студенческих, любительских и молодежных профессиональных - из Москвы, Тамбова, Самары, Мичуринска, Котовска и Миасса Челябинской области. В афише и Островский, и Достоевский, и зарубежная классика, и современная русская и зарубежная драматургия. Работало как профессиональное, так и специальное детское жюри из учеников тамбовских школ. Студенческий народный театр-лаборатория «Феникс» Мичуринского государственного аграрного университета открыл фестиваль «Театральным скандалом в Эльсиноре» по мотивам пьесы Н.Йорданова и рассказа В.Дорошевича «Гамлет» (режиссер Александр Павленко).

Спектакль, являющийся, по существу, лабораторной работой, выстроен очень сложно. В первой части актеры шутят, даже хулиганят, играя в театр Брехта, Крэга, Вахтангова, представляя как можно сыграть «Гамлета». Второй акт уже психологический. Приглашенная в Эльсинор бродячая труппа по просьбе Гамлета должна сыграть пьесу «Убийство Гонзаго», чтобы уличить короля-убийцу. Однако во время представления актеров арестовывают и бросают в тюрьму, обвинив в антиправительственном заговоре. Их допрашивают, приговаривают к смерти, накидывают на шею веревки. Вдруг появляется Горацио и объявляет, что во дворце произошел переворот - убиты Полоний, Гамлет, Клавдий и Гертруда. Актеров называют героями, назначают на службу в Королевский театр и, сняв веревки, вешают на шею медали. Здесь не всегда выдержан темпоритм, первый акт просто перекричали, но есть много хороших актерских работ, таких как директор театра Чарльз (Михаил Романов), развязная, бесшабашная, но оказавшаяся очень доброй Амалия (Алена Мордасова), трогательная Элизабет (Ксения Омельяненко), гордо несущая свою любовь к мужу, сделавшему ее актрисой, циничный предатель Генри (Александр Медведев). Спектакль очень современен, поэтому зрители чутко реагируют на остро звучащие диалоги и реплики: «Короли уходят, а палачи остаются», «Сегодня шпионы, а завтра - советники». Спектакль «Жан и Беатрис» Кароль Фрешетт в исполнении студентов Щукинского училища (2-й курс Юрия Погребничко) стал одним из открытий фестиваля. Кароль Фрешетт - актриса по первой профессии - получила в университете Квебека диплом искусствоведа, затем начала писать пьесы и получать престижные премии на международных фестивалях. Пьеса переведена на многие языки и играется в театрах Германии, Бельгии, Мексики и других странах по обе стороны океана. Зрителей привлекает ее умение говорить легко о серьезном, находя своеобразные ракурсы для самых, казалось бы, избитых тем. Беатрис (Елена Кудряшова) - очаровательная молодая женщина, живущая на 33 этаже заброшенного небоскреба, спрятавшись от реальности, пытается обрести любовь, давая объявления. Она приглашает жадных до денег мужчин, обещая вознаграждение. Пришедший по объявлению Жан (Андрей Белозеров - он же постановщик спектакля), должен пройти испытание: заинтересовать ее, взволновать и обаять. Когда испытания пройдены, выясняется, что все ее обещания - выдумка. Нет никаких денег, но очень хочется любить. Жан убегает, но остается надежда, что он вернется. Актеры максимально искренни, исследуя человеческие души, рассказывая о встрече двух одиночеств, о трудном пути друг к другу, о потребности любить и страхе перед любовью.

Дипломный спектакль пятого курса Академии культуры и искусств Тамбовского государственного университета имени Державина «Неточка» по повести Ф.М. Достоевского поставлен профессором кафедры актерского искусства Н.В. Беляковой. В этом стильном спектакле занят весь курс, создан прекрасный актерский ансамбль, в котором чувствуется единение душ. Прекрасно организовано сценическое пространство, очень точно выстроены мизансцены. Звучит прекрасная музыка Мендельсона, Шуберта, Доницетти.

Из блока любительских театров обратил на себя внимание театр-студия «Нарния» из Миасса со спектаклем «Чудесный костюм» по рассказу Рэя Бредбери (режиссер Сауле Кур). Рассказ о том, как жизнь шестерых безработных мексиканцев чудесным образом изменил купленный в складчину костюм цвета сливочного мороженого. По очереди облачаясь в него, друзья получают работу, начинают пользоваться успехом у женщин. Все актеры - Дмитрий Колосков (Главный), Николай Брылев (Влюбленный), Сергей Эргардт (Красавчик), Никита Савиных (Философ), Максим Матвеев (Певец) и Дмитрий Рябинин (Грязнуля) - очень пластичны, прекрасно двигаются и танцуют.

Народный театр юного зрителя Дворца культуры города Котовска привез «Сказку о Емеле-лодыре, царе Горохе, царевне Несмеяне и волшебном щучьем слове» Владислава Панфилова в постановке Марины Черниковой. Играют дети. Играют живо, весело, искрометно, азартно, просто купаясь в игровой стихии. Есть много интересных находок. Так Емеля (Артем Кузнецов) по щучьему велению вызывает реку, из которой вылавливают огромную щуку. Ведра, наполненные водой, идут сами, так их играют маленькие дети. Печку изображает мальчик в цилиндре. Среди гостей во дворце есть Иностранец с плюющимся верблюдом, Электрик, всех усыпляющий и крадущий корону, три кавказца с Кунцевского рынка. Емеля, сменив валенки и телогрейку, является в черном костюме и белой рубашке, этакий менеджер, восклицая: «Работать надо!». Было очень весело, но режиссер привела нас к серьезному финалу, доказав, что не такая уж веселая и простая.

Образцовая детская театральная студия «Кавардак» при Дворце культуры «Знамя труда» г. Тамбова существует уже 10 лет и завоевала большую популярность у зрителей всех возрастов. Они сыграли спектакль «Кое-что о том самом и не только» Дмитрия Калинина (режиссеры В. Новикова и Е.Тертычная), где очень хорошо освоено пространство и множество режиссерских придумок и приспособлений, смешных и точно работающих. Главный герой Димка (Илья Демин) рассказывает зрителю обо всех появляющихся на сцене. Это - Вовка (Костя Амелин), изобретатель летательного аппарата из вентилятора и утюга; Галя (Настя Леонова), изящная гордая красотка, в которую все влюблены; Серега (Андрей Логинов), хулиган, но добрая душа; Ярослав (Никита Ельцов), смазливый надменный сынок богатых родителей; Ядвига (Юля Козодаева), элегантная сплетница и доносчица; Баба Люба (Лина Лукьянова), теплая и достоверно любящая; Кука (Стас Завьялов), высокий, красивый, играющий еще не говорящего малыша, спасающего некоторые ситуации. Режиссерам удалось вовлечь публику в эту игру и взаимоотношения детей.

Образцовый школьный учебный театр «Шут» при школе № 22 показал два спектакля: «Время полной луны» по мотивам произведения Р. Киплинга «Книга джунглей» в постановке М.Козинец и «Синюю птицу» М. Метерлинка в постановке Л. Третьяковой. Мудрая сказка прекрасна, как мечта, но она не просто сказка о добре и зле. В ней раскрывается важная тема поиска истины и счастья. Дети дровосека (Анна Хазова и Максим Илюхин) так и не нашли волшебную птицу, но верят, что найдут обязательно.

Тамбовский молодежный театр и сам еще очень молод (17 декабря 2012 года ему исполнилось три года), однако выпустил уже 13 спектаклей и уверенно заявляет о своих художественных пристрастиях, удивляя самую взыскательную критику и зрителя. Они показали спектакль «Жених - один день на окраине города N-ска» по пьеса А.Н.Островского «За чем пойдешь, то и найдешь» («Женитьба Бальзаминова»). Обращение к русской классике - это всегда школа актерского мастерства, и постановка стала своеобразным экзаменом для молодых актеров. И они его выдержали. Художественный руководитель театра Виктор Федоров пошел вслед за автором и поставил пьесу, как написано в подзаголовке - «картины из московской жизни». Поставил просто, элегантно. Актеры ни разу не переиграли, не сбились на шарж, на карикатуру, пытаясь рассмешить зрителя. Оформление (О.Морман) очень функционально - на раздвигающиеся заборы поочередно вывешивают плакаты, обозначающие места действия. Проста и хороша музыкальная часть - три девушки в народных костюмах (участницы фольклорного ансамбля «Губеренка») тихо поют народные песни. Павел Шишлянников (Бальзаминов) очень хорошо передает гамму чувств и настроений. Он - наивный большой ребенок, упрямо верящий в счастье. Замечательно играла Татьяна Золотарева, создав сочный, колоритный образ Белотеловой, от которой ну просто глаз не оторвать! Спектакль Тамбовского театра очень современен - таких Бальзаминовых, которые не хотят работать, а ищут богаты невест, сегодня великое множество. Эта постановка - результат глубокого осмысления режиссером и актерами драматургического материла - от наивной мечтательности героя до исполнения его желаний и их бессмысленности и трагичности. Сбылась мечта Бальзаминова, а будущее - совершенно безрадостно, и счастье это мнимое. Режиссер Виктор Федоров поставил грустную комедию жизни, спектакль являющийся очень важным и этапным для театра.

Совершенно очаровательную «Сказку о любви» Л.Андреевой по мотивам «Русалочки» Г.Х.Андерсена привез уже знакомый и полюбившийся тамбовским зрителям Самарский театр «Камерная сцена». Режиссер Софья Рубина создала изящную историю любви. Прекрасная нежная Русалочка (Алиса Земновская), отдала дар речи во имя возможности ходить по земле рядом с любимым. Актрисе предстояло без слов сыграть и трепетное первое свидание и горечь разлуки. Интересно решена роль Принца (Руслан Бузин) - сначала он вполне современный юноша, трепетный и влюбленный, но постепенно превращается в надменного правителя. Все другое - одежда, голос, пластика, выражение лица. А по-настоящему, оказывается, Русалочку любил Шут (Евгений Клюев). В финале, когда Русалочка бросается в воду, Шут, не умея плавать и зная, что утонет, бросается за ней.

Дмитровский драматический театр «Большое гнездо» показал спектакль по пьесе Степана Лобозерова «Семейный портрет с дензнаками» режиссера Дмитрия Юмашева. Этот удачный спектакль уже рецензировался в журнале.

Фестиваль вызвал огромный интерес критики и зрителей. Жюри присудило множество премий в различных номинациях театрам муниципальным, любительским и студенческим.

Макарова Элеонора