Версия для слабовидящих

75-73-94

г. Тамбов,

ул. Астраханская, 2а

tmt@tmt-tambov.ru



Ну, вот и состоялась долгожданная премьера литературного вечера «Читаем Бродского» в Тамбовском молодёжном театре. Премьера долгожданная, потому что телефоны театра «оборвали» зрители, узнавая, когда же будет первый спектакль. И весь Тамбов шёл конкретно на Бродского. Зрители были разновозрастные: школьники, студенты, седовласые люди возрастом за восемьдесят – именно те, на молодость которых пришлось возвращение, в литературном смысле, опального поэта на Родину. Стали сначала появляться самиздатовские вещи, с эрой появления компьютеров и принтеров распечатка произведений Бродского шла, в основном по ночам в учреждениях и конторах. Помню, как мы печатали стихи в редакции тамбовской областной партийной газеты, тогда ещё «Тамбовской правды». А бумага была рулонной. Так и расходился Бродский в рулонных списках.

Так вот в театр, наряду с молодёжью, пришли и те, кто тридцать лет назад до конца не поверил в то, что большой русский поэт Иосиф Бродский сможет когда-нибудь свободно «жить» в книгах и передачах, будут показывать фильмы о нем. Но на Родину Иосиф Александрович никогда больше не вернётся, умрет на чужбине. Но даже его завещание – похоронить его в Венеции, говорит о том, как тосковал поэт о родине, как напоминала ему Венеция родной Ленинград, ещё при жизни поэта ставший Санкт-Петербургом. Но обида была так глубока, так неизвлекаема из сердца и души…

А город всё ждал.

Решение создать самостоятельную постановку по произведениям поэта пришло не сразу. Сергей Солонцов, взявшийся за такую трудную работу, предложил своим соратникам по сцене выбрать наиболее понравившееся стихотворение поэта, именно то, что легло на душу, на слух. А вот уже потом из разрозненных стихов стало складываться то, что уже и чтецким или литературным вечером и не назовёшь. Родился спектакль. Молодой режиссёр, как и сам поэт, не боялся остаться непонятым. Видно почувствовал момент, когда забытый поэт снова стал востребованным и своевременным. Вот что говорил режиссёр-постановщик Сергей Солонцов о своём видении творчества Бродского:

– Когда-то я его не понимал, отвергал, критиковал, но сегодня он стал настолько близок мне в сегодняшнем своем развитии. При этом в актуальности его тематики, его произведений стихотворных: это религия, и Бог, и общество, и политика, и экономика, и человек, один человек в обществе, его любовная лирика, которая сопряжена со всеми этими темами. Именно поэтому, наверное, я думаю, стоит рискнуть.

 

Стихотворения Нобелевского лауреата собраны в единую канву, но литературный материал каждый из актёров выбирал независимо от воли режиссёра. Молодые актёры ТМТ искали в стихах изгнанного поэта что-то, что отзывалось бы в их сердце, и что, надеются артисты, они сумеют пробудить в сердцах зрителей.

 

Так оно и случилось. Но произошло нечто большее, обычное театральное чудо, когда стихи сложились в единый спектакль. А зритель, пришедший послушать именно стихи Бродского, ещё и увидел их в оживших картинках на сцене. Могу сказать больше – после спектакля каждый зритель, фигурально говоря, ушёл из зала ТМТ, неся под мышкой томик стихов поэта, любовно сшитый из отдельных листиков опытными мастерами, переплетённый в яркий сафьяновый переплёт. Причём, каждый нёс именно своего Бродского.

Художественный руководитель театра Виктор Фёдоров так отозвался о работе над спектаклем:

– Есть хорошее русское слово – самодеятельность. Это значит, что каждый творит самостоятельно, вкладывает в работу душу. И когда ребята стали репетировать, я увидел, что у них вырисовывается что-то большее, чем задумал режиссёр и актёр Сергей Солонцов, да и все артисты включены в творческий процесс. Так что сегодня у нас в театре не только премьера, но ещё и день рождения нового режиссёра. И это радует.