Версия для слабовидящих

75-73-94

г. Тамбов,

ул. Астраханская, 2а

tmt@tmt-tambov.ru



Наконец-то в Тамбовском молодёжном театре состоялась долгожданная премьера спектакля «Хозяйка гостиницы» по пьесе известного итальянского драматурга и литератора Карло Гольдони. Театр шёл к этой постановке трудным путем становления и взросления через многие спектакли репертуара, которых уже сейчас, несмотря на молодость театра, насчитывается более двадцати, а в этом году открыт всего лишь шестой театральный сезон.

Я считаю, – говорит художественный руководитель театра, режиссёр спектакля Виктор Фёдоров, – что эта премьера новый шаг во взрослении коллектива. По любым меркам наш театр ещё молодой, только-только зарождаются традиции, актёрский состав набирается опыта, мастерства и профессионализма. А на чём, если не на хорошей классике, учиться? Тем более, что мы отдаём предпочтение Карло Гольдони, изумительному драматургу и стилисту, знатоку культуры своего времени в Год литературы в России. Конкретно в Тамбове этот автор является «штатным». Первая постановка его пьес была осуществлена в 1917, затем в 1937 и 1965 годах прошлого столетия. И город принял автора, город полюбил этого умного и весёлого итальянца.

Есть такие пьесы, которые, несмотря на видимую простоту, требуют к себе особо почтительного отношения. В том смысле, что стоит только взяться за их «жанровую» переделку, как тотчас же с драматургией происходят необратимые метаморфозы. Она словно бы мстит своему обидчику, который осмелился идти против воли автора. «Трактирщица», или «Хозяйка гостиницы», как раз из числа капризных творений. Что вовсе не удивительно, ведь написал её великий Карло Гольдони, который знал толк в театре и подарил последнему немало гениальных открытий, которыми, кстати, мировая сцена пользуется до сих пор.

Всё здесь легко, без нажима на недостатки или глупость, с откровенным смехом над пороком, и, значит – за чистоту и человечность в людях. Именно за такую работу и взялся коллектив Тамбовского молодёжного театра.

Сейчас, уже после премьеры, можно смело сказать, что именно такое бережное прочтение сценарного материала помогло и самому режиссёру и актёрам в создании спектакля, сохранившего дух и задумку автора. Можно спорить о жанрах, о том, смогли ли актёры донести нашим сегодняшним зрителям мотивы поведения героев солнечной пьесы Гольдони. Главное, в другом – в постановке прослеживается борьба характеров, а раз характеров, значит и людей, обладавших ими. И в результате совершенно неважно, комедия ли это положений, романтическая драма или что-то другое в театральной классификации, важно, что люди-актёры играют людей-героев пьесы, но совершенно обычных, со всеми их достоинствами и недостатками. А сам спектакль, с его декорациями, световым решением, изумительной народной итальянской музыкой, мостиками и каналами вызывает ассоциации чего-то бодрого, вкусного, ну, как скажем, брызги шампанского, в нашем случае «брызги «тосканского вина», которое выпивали герои спектакля.

Рёжиссер спектакля Виктор Фёдоров намеренно сохраняет стилистику автора, хотя прочитал Гольдони совершенно по-своему, введя в спектакль новых героев – группу ангелов. Но именно эта группа, бессловесная, но мобильная, является и связкой, своеобразным цементом, и мерилом нравственности и совести самого спектакля. Ничто без группы ангелов (артисток В. Демидовой, М. Назаровой, К. Потаповой, Е. Солонцовой и С. Худяковой) на сцене не происходит, они постоянно реагируют на любой поступок героев, не имея физической возможности что-то предотвратить или запретить. Именно по поступкам ангелов зритель судит о самом спектакле. И судит героев. Так что эта группа своё предназначение выполнила полностью.

История, рассказанная в пьесе, проста – молоденькая девушка Мирандолина, в исполнении артистки Дарьи Егоровой, получив в наследство от умершего отца гостиницу, стала её хозяйкой, на ходу обучаясь тонкостям приёма посетителей, стирке белья, приготовления пищи. И никак не ожидала, что именно в неё влюбятся пятеро постояльцев, начнут «мужские» атаки, привлекая её внимание и подарками и оригинальными поступками. Вроде бы всё банально, обыденно. Но у Мирандолины уже есть возлюбленный – Фабрицио (артист Павел Шишлянников), который, кстати, в этой же гостинице и работает. Именно его, ещё до своей кончины, и рекомендовал в мужья Мирандолины её отец. А тут – такой пассаж…

А характерец у нашей хозяйки тот ещё: она понимает, что красива, может вызывать интерес у мужчин. Но не более. И поэтому с чистой совестью принимает подарки у одних мужчин, пытается также вести себя с другими. Но… наталкивается на пренебрежительное отношение к себе одного из постояльцев, кавалера Рипафратты (актёр Сергей Солонцов), ярого врага всех женщин на свете. Естественно, в Мирандолине просыпается гордость темпераментной итальянки в ответ на пренебрежение Кавалера, она решает влюбить его в себя. Просто так, чтобы проучить заносчивого синьора. И совершенно не думает о других влюблённых в нее. В результате у девушки всё получается, а четверо героев нашей истории остаются с носом. Но вся эта история пронизана не сексуальным запахом, а чистотой и нравственной целостностью характера Мирандолины. Такие вот были времена, такие нравы.

Хочется отметить работу актёров Сергея Малахова (маркиз Форлипополи), Дмитрия Чербаева (граф Альбафьорита), двух подружек-актрис, выдающих себя за знатных дам – Марину Троицкую и Татьяну Николаеву. Кстати, именно этот дуэт нашёл для своих героинь несколько оригинальных штрихов, которые с восторгом принял зритель. Но открывать секрета не буду – приходите на спектакль – сами всё увидите.

Главное, что своим зрителям ТМТ подарил поучительную, весёлую, добрую историю. Как резную музыкальную шкатулку тех времён: приподнимаешь крышку и звучит изумительная музыка, и кружат фигурки синьор и кавалеров.

И последнее. По окончании спектакля я видел в раздевалке театра, как изящно подавали наши тамбовские кавалеры своим спутницам пальто и куртки. А это уже что-то значит. Пусть даже по настроению, пусть по ощущению. Но что-то зритель из театра вынес, понял, прочувствовал.

А теперь мы хотим представить вам несколько откликов, которые зрители разместили после спектакля в Интернете.

Сашка ПАНАСЮК
«Была сегодня в ТМТ впервые, поэтому моя оценка не только спектаклю, но и театру в целом. На мой взгляд, персонаж хозяйки был не очень раскрыт. Во всяком случае, я так и не поняла – по любви она замуж вышла или рассчитывая сберечь своё доброе имя... Как, в действительности, она относилась к ухаживаниям своих воздыхателей, подаркам? Была ли она хитрой или просто обаятельной женщиной? Много, в общем, к героине вопросов было.

Тем не менее, общее впечатление было положительным. Очень сочными получились роли графа, кавалера, за переживаниями которого путешествуешь собственным спектром эмоций. И трогательный Фабрицио. Амурчики, олицетворившие «закадровый смех» тоже показались уместными и очаровательными. И отдельно хочется сказать об атмосфере театра: ощущение уюта и дружественной атмосферы было на протяжении всего вечера – от самого порога. С премьерой! Спасибо».

Наталья ПЛАТИЦЫНА
Со всеми я хороша и ни в кого не влюблена»: о театре Гольдони, тамбовской рефлексии и осенних впечатлениях...

…«Флорентийские светочи» Данте, Петрарка и Боккаччо могли бы гордиться венецианцем Гольдони. Реформатор итальянского театра, бесконечный оппонент Гоцци, наследник великой мольеровской традиции «комедии характеров», иронично-талантливый Карло Гольдони располагает персонажей пьесы «Трактирщица» (в ином переводе – «Хозяйка гостиницы») в хорошо знакомом зрителю и читателю географическом пространстве Флоренции. Хорошо знакомом – по любимым книгам предшественников и современников драматурга, как и он, волею творческого воображения превративших пространство географическое в художественное, зафиксировав в дамах и кавалерах характерное, повторяемое, типичное, присущее людям разных эпох и национальностей, присущее мне и вам, нашим друзьям и случайным знакомым, а потому – вневременное, размыкающее границы условного театрального континуума и устремляющееся ввысь – к новым зрителям и новым читателям.

Тамбов читает Гольдони. Тамбов ставит Гольдони. Тамбов 2015 года возвращается к Флоренции 1753-го... И (мысленно спорю с Гамлетом) «связь времён» начинает крепнуть, осязаемо проступать сквозь страницы многократно прочитанной мною «Трактирщицы», сквозь блестящую работу ума режиссёра, сквозь самоотверженную игру молодых актёров, которым, пожалуй, много больше, чем мне, приходилось думать об авторе, о его пьесе, о своей, глубоко личной, её рефлексии, то есть о том, что вообще обеспечивает возможность выхода на сцену к зрителю – актёр должен быть наполнен (интеллектуально-душевно-духовно), ибо он, подобно Вергилию, становится проводником зрителя по кругам текста, по его уступам, обрывам, пологим склонам... Моё путешествие по любимой пьесе Гольдони было прекрасным. «Комедия характеров» имела ХАРАКТЕР, сотканный из тонкого умения режиссёра соединить традиционное и оригинальное (чего стоят, например, ангелы, сопровождающие персонажей, и их бесконечно обыгрываемые крылья!), из сценографии, из великолепных костюмов, подчёркивающих качества героев Гольдони: нелепое – нелепому, благородное – благородному... Да, путешествие было прекрасным. Но на пути, проложенном фантазией прекрасного триумвирата – Гольдони-режиссёра-актёров, – мне встретилось, пожалуй, только одно препятствие: отсутствие в Мирандолине... Мирандолины. Это препятствие я пока не смогла преодолеть...

Тамбов читает Гольдони. Тамбов ставит Гольдони. Нет, конечно, не совсем так: Гольдони ставит Тамбовский молодёжный театр. Но... искусство объединяет. Оно не делает различий между теми, кто пишет, и теми, кто читает, между теми, кто играет на сцене, и теми, кто занимает места в зрительном зале... А потому – всё-таки – читает Гольдони Тамбов. И Тамбов же его ставит на сцене, возвращая себе славное имя культурного города, не утратившего литературную память."

Любовь БАБАХОВА
«Замечательный спектакль! Большая благодарность всем, кто принимал участие в создании спектакля. Это ещё одна жемчужина в ваше ожерелье!»

Юрий СОЛОНЦОВ
«Сразу хотелось бы предупредить, что я отец одного из актёров вашего театра, поэтому моё «объективное» мнение не обязательно считать очень близким к истине, но пересмотрев почти весь репертуар ТМТ, думаю, что имею право сказать пару слов о вашем творчестве...

Конкретно по крайнему спектаклю – мне понравилось всё, начиная с декораций и до последнего поклона зрителям, у вас очень мало весёлого репертуара (хотя театр молодёжный) делайте побольше весёлых и музыкальных постановок. Хотя бы через одну, в наше невесёлое время это полезно и вам и зрителям. Актёры как всегда на высоте! Я думал, что после громких серьёзных спектаклей трудно будет собрать полный зал на комедию, но зритель вам поверил и не ошибся... Я вспоминаю, как вы начинали. Шаг за шагом, от постановки к постановке медленно двигались к успеху... И вдруг прыжок сразу далеко вперёд! Молодцы! Но сейчас надо закрепить его! У вас появился преданный зритель (я не о себе, хотя почему нет?..) Берегите его, т.е. нас, и мы вам похлопаем! Теперь хочу попробовать дать несколько советов: ребята хорошо танцуют, чаще используйте это, поднимает настроение, перед очередной сценой! Я точно знаю, что как минимум треть коллектива профессионально поёт, использовать это качество, на мой взгляд, необходимо, это замечательно, пусть не часто, но необходимо делать хотя бы под гитару (вспомните Театр на Таганке). Да, видел, зачастил к вам главный режиссёр Областного театра, видимо хочет понять, почему зритель ушёл к вам... Хотя ваши бюджеты не сопоставимы, но это тот самый случай когда «Ни числом, а умением»! Удачи вам! Успехов! Ждём с нетерпением новых спектаклей!

P. S. Не зазнавайтесь!»